0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фасадное освещение зданий

Архитектурная подсветка зданий и фасадов — нормы и разновидности

Архитектурное освещение представляет собой подсветку фасадов зданий, обеспечивающую художественную игру света, для реализации задумки дизайнера. Такой тип наружного освещения используют не только для домов, но и для памятников, рекламных щитов, ведь его цель – подчеркнуть красоту предметов в ночное время суток, выделить их.

Общие задачи фасадного освещения

Фасадное освещение было изобретено в США еще в начале XX века. Оно использовалось для украшения престижных районов крупных городов, после «перекочевало» и в более скромные кварталы. Именно декоративная подсветка придает домам, коттеджам, особнякам яркий, динамичный стиль, превращая целые улицы в бездны света. Современное фасадное освещение – неотъемлемая часть архитектуры, поэтому план подсветки создается еще на этапе проектирования домов, коммерческих сооружений.

Нежилые помещения подсвечивают для хорошего вписывания в городской образ, а также для привлечения внимания посетителей. Благодаря декоративной функции яркая иллюминация особенно популярна при оформлении банков, торговых центров, развлекательных комплексов, магазинов, кафе и ресторанов. Фасадное освещение придает таким объектам большие маркетинговые преимущества, поэтому повышает их рыночную стоимость.

Использование иллюминации в частных и загородных домах, дачных постройках – одно из направлений светодизайна, обеспечивающее высокие декоративные качества сооружениям. Даже самый обычный дом можно превратить в уникальное произведение искусства, выделить в нем колонны, ниши, иные формы. Но у фасадной подсветки есть и функциональная роль, она:

  • улучшает визуализацию дорожек, дверей в темный период суток;
  • повышает безопасность дворов, парковок, входов в дома.

Архитектурное освещение подчеркивает статус строения, поэтому самые крупные здания в городе обычно освещены ярче, чем небольшие.

Требования к освещению

Подсветка зданий устанавливается не только исходя из желания заказчика. Перед монтажом оборудования специалисты учитывают особенности строения – его стиль, геометрию элементов. Важно учесть и схему расположения дома, ведь освещение должно хорошо смотреться на фоне подсветки соседних зданий. Чтобы создать контраст между фоном и фасадом дома, следует организовать и уличное освещение двора, причем – особым образом.

Не менее важен правильный подбор светильников, прожекторов, иных осветительных приборов, а также расчет их количества. Так, здания для развлечений и отдыха оформляют ярче, а офисы нуждаются в менее навязчивом и броском свете. Исторические здания вовсе подсвечивают так, чтобы не нарушить задумку зодчих. При покупке ламп учитывают такие их характеристики:

Материал фасада тоже играет не последнюю роль при монтаже подсветки снаружи здания. Металл, стеклянные поверхности и глянец уменьшают яркость освещения, могут вызывать появление слепящих пятен. Здесь нужно верно располагать источники света, чтобы освещенность была на должном уровне.

Есть и иные требования к фасадной подсветке. Монтировать оборудование надо так, чтобы оно было доступно для ремонта и замены ламп. На городских улицах фасадное освещение не должно слепить проезжающих в автомобилях водителей.

Нормы и правила подсветки зданий

Проектирование светодизайна зданий отличается от разработки проектов иных типов освещения. Придется осуществлять тщательные расчетные работы, после чего можно будет выполнять основные узлы, конструкции. Специалисты точно измеряют малейшие рельефные изгибы, все элементы фасада, выбирают места установки щитов освещения, а также систем управления и областей прокладки проводки.

Существуют определенные нормативы по подбору и установке светильников. Приборы обязательно должны быть внешними (наружными), иметь КСС – кривые силы света. Угол рассеивания света составляет 10-60 градусов. Расставляют светильники так, чтобы точно реализовать основную задумку дизайнера и исключить слепящее воздействие на жильцов с противоположной стороны улицы. План расположения светильников будет служить основанием для их монтажа, поэтому он рассчитывается с высокой точностью.

Вот основные правила, которые соблюдают при планировании архитектурного освещения:

  • колонны освещают прожекторами с узкими лучами рассеивания;
  • карнизы подсвечивают особыми линейными светильниками, создающими длинную светящуюся линию;
  • межоконные простенки первого этажа освещают торшерами или иными отдельно стоящими светильниками;
  • скульптуры выделяют при помощи металлогалогенных ламп с индексом цветопередачи более 80;
  • средняя яркость фасадов в зависимости от значимости сооружения составляет 3-10 кд/кв. м.

Для выполнения проекта используют специальные компьютерные программы, значительно облегчающие работу архитектора. После готовности всех документов начинается их согласование с контролирующими органами, и только затем можно приступать к монтажу.

Типы архитектурного освещения

Существует множество способов организации освещения домов и иных зданий. У каждого есть свое предназначение, поэтому выбор зависит от стиля и размеров объекта, его конструктивных особенностей – конфигурации, фактуры. Также учитывают материал и цвет облицовки, не менее важно рассмотреть характеристики зданий вокруг.

Локальное освещение

Для усиления эстетических свойств какой-либо части здания применяют локальную иллюминацию. С ее помощью можно расставить акценты на окнах, балконах, карнизах. Данный метод широко применяют как на деревянных домах, так и на зданиях с облицовкой из керамогранита или панелей. Такой тип освещения считается самым экономичным, к тому же он универсальный. Реализация светодизайна достигается путем использования настенных светильников небольшой яркости, которые крепят в нужных местах фасада. Также применяют линейные светодиодные лампы, отлично заменяющие громоздкие люминесцентные светильники.

Заливающее освещение

Данный тип освещения является самым простым в создании. Он используется для выделения объектов культуры, памятников, церквей, любых отдельно стоящих сооружений небольшого размера. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на земле или столбиках, они будут давать направленный свет. Для зданий, где живут или работают люди, заливку лучше не использовать, так как свет будет проникать в окна и создавать дискомфорт.

Контурное освещение

Организация освещения по контуру стен – оригинальный прием, который начали применять недавно. Сейчас контурная подсветка организуется при помощи светодиодов в форме лент, линеек, а также с участием гибких неонов. Большое количество светящихся элементов помогает выделить углы, иные детали фасада.

Фоновая заливка

Такой тип освещения акцентирует очертания форм здания, но при этом скрывает детали. Смысл состоит в создании светящегося фона (заднего плана), на котором силуэт сооружения будет черным. Особенно эффектно фоновая заливка смотрится по отношению к театрам, дворцам. Для ее монтажа применяют особые светодиодные трубки.

Световые фасады

Такой прием годится для подсветки домов со сплошным остеклением, а также развлекательных центров, магазинов, некоторых офисных зданий. Источники света ставят внутри помещения и направляют их на стекло, создавая неподвижный или динамичный светодизайн.

Динамическое освещение

Для такого типа освещения монтируют цветодинамические системы, в результате фасад будет подсвечен разными цветами. Через определенное время они меняются, как и яркость подсветки. Для монтажа используют прожекторы, диоды, ленты, точечные источники света.

Виды используемых светильников

В архитектурном освещении задействуют практически все типы существующих светильников. Но к ним предъявляют совсем иные требования, нежели к тем, что ставят внутри помещений. Вот эти требования:

  • возможность работать при любых климатических условиях;
  • герметичность корпуса, отсутствие дополнительных швов;
  • 100 % электробезопасность, пожаробезопасность;
  • стойкость к механическому воздействию;
  • высокая степень пыле-, влагозащиты (от IP65);
  • удобство в обслуживании;
  • корпус из нержавейки, алюминия, листовой стали с антикоррозионным покрытием.

К внешнему виду светильников требования тоже есть. Главное, чтобы они были незаметны для глаз, без лишних деталей, цвет — в тон фасада или нейтральный. Днем приборы освещения не должны портить внешний облик сооружения. Поскольку устройства работают продолжительное время, желательно устанавливать те, что потребляют минимум электроэнергии.

Сейчас выпускают такие источники света для фасадов:

Лампы для таких устройств бывают люминесцентными, металлогалогенными, но перспективными считаются только светодиодные. Их преимущества — максимальная яркость и небольшая мощность, а также длительный срок службы. Диоды работают при температурах -40…+40 градусов, быстро и легко запускаются, не мигают. Спектр цветовой температуры диодов огромен (2700-6500 К), поэтому дизайнер сможет подобрать тон, оттенок, текстуру света. Особые формы диодов — линейки и шнуры. Это ленты с круглым или прямоугольным сечением, выпускаемые в разных вариациях.

Некоторые ученые отмечают риск «светового загрязнения», которое нарушает здоровье людей и не дает созерцать чистое ночное небо в городах. Решить проблему могут особые технологии, снижающие интенсивность такого типа загрязнения и минимизирующие расходы на электроэнергию. Полностью обойтись без светодизайна зданий нельзя – он несет декоративную и практическую функции, поэтому применяется повсеместно.

Освещение фасадов: правила, ошибки и примеры

Освещение фасадов – важная задача. Свет не просто должен стать частью архитектуры здания, но и соответствовать территории вокруг – в случае частного дома подсветка фасадов и участка должны стать продолжением и дополнением друг друга, а если речь идет об общественном здании, идеальная подсветка будет соответствовать нормам и общей концепции освещения города.

С появлением светодиодного освещения работать со светом стало в разы проще, и в случае фасадного освещения это тем более хорошо. Outdoor-светильники, как правило, незаметны: видимым должен остаться только свет, а не его источник. Вместе с тем, такие светильники должны быть устойчивы к разным погодным условиям, быть водонепроницаемыми и прочными – в данном случае технология ставится превыше декора. Специализация Nobile Italia SpA, итальянского производителя предметов освещения с 25-летним опытом работы, – светодиодное освещение не только для дома – офисов, магазинов, ресторанов, баров, жилых помещений, – но и для улицы. Компания создает не просто продукт, а инновацию: все модели придумывают в собственном бюро исследований и разработок в Риме, и продают с гарантией 5 лет.

В ассортименте фабрики – светильники для архитектурной подсветки зданий и сооружений, ландшафтного освещения. Для каждого типа светильников разработан десяток моделей. Такое огромное количество типов светильников, которые используют в архитектурном освещении, объясняется разнообразием способов подсветки. Их, в свою очередь, диктует задача архитектора, а также те условия и нормы, которые сопровождают проект.

Светильники outdoor, Nobile Italia SpA

Прожекторы Nobile Italia SpA устанавливаются в грунт, на стену или потолок. Они дают яркий направленный свет. Луч можно перенаправлять по желанию – плафоны прожекторов подвижные. Такие светильники бывают разных размеров и форм. Они сделаны из нержавеющей стали и не боятся агрессивных погодных условий.

Встроенные светильники тоже можно вмонтировать в грунт, а еще в плитку, в стену, в потолок или бассейн. Обычно их используют для навигации. Подсветить таким образом можно, например, лестницу – «утопив» светильники в сами ступеньки.

Навесные светильники монтируются на стену или потолок. Для потолка используют круглые и квадратные светильники, которые дают мягкий рассеянный свет. Для стены – светодиодные светильники с моно-лучом или двунаправленным лучом, который светит одновременно вверх и вниз (например, модель Brick).

Кроме того, в ассортименте марки есть светильники-столбики, которыми можно, например, подсветить дорожку к дому. Это светильники с двунаправленным излучением. Благодаря лаконичному дизайну они не бросаются в глаза, но дают достаточно света.

Фасад частной резиденции. Для освещения используются встроенные и настенные Nobile Italia SpA.

Фасад частной резиденции. Окна и двери подсвечены по вертикали настенными светильниками Nobile Italia SpA.

Юлия Жаркова директор бюро светодизайна «Культура Света»

С чего начать работу над освещением фасада

Чтобы освещение получилось хорошо, свет должен стать частью архитектуры здания. Если это уже построенное здание, мы изучаем историю его создания: кто был архитектором, в чем особенности архитектуры и изначальное предназначение постройки. Если это новое строительство, обсуждаем с архитектором архитектурную идею здания: какие у него есть особенности, в чем его функциональное назначение (бизнес-центр, жилой дом или спортивный комплекс). Важно изучить объект проектирования на месте: где расположено здание, что его окружает, является оно архитектурной доминантой или вписано в окружающую застройку, какая среда вокруг, как решено уличное и архитектурное освещение рядом с объектом – освещенное здание станет частью городской среды.

Фасад частной резиденции, освещение – Nobile Italia SpA. Архитекторы использовали настенные светильники Brick с двунаправленным излучением. Для подсветки лестницы – встроенные светодиодные лампы.

Как меняется подход к проектированию фасада в зависимости от особенности здания: частный дом или общественное пространство

Для общественных зданий предусмотрены нормы освещения, которых нужно придерживаться. Нельзя превышать или занижать определенные значения яркости на фасадах здания. Проект архитектурного освещения здания должен быть согласован с городскими структурами (для Москвы это Москомархитектура для всех объектов, и Москомнаследие для исторических зданий) на предмет художественной выразительности, соответствия нормам и общей концепции освещения города.

Освещенное здание должно быть вписано в окружающее городское пространство, и подсветка не должна вызывать дискомфорт у водителей и прохожих.

С частным домом одновременно и проще, и сложнее. Проще, потому что нет строгих норм и правил, сложнее – потому что нормы заменяют вкус и предпочтения заказчика. В городе человек проходит мимо освещенного здания и обращает внимание на освещение, только если оно его раздражает. В доме и на участке человек проводит часть своей жизни, отдыхает, общается с семьей, и свет становится ответственным за атмосферу и настроение в доме. Освещение дома, как часть архитектуры, выражает индивидуальность его хозяина.

Светильники-стойки для наземного монтажа с двунаправленным излучением, Nobile Italia SpA.

Какие моменты нужно учитывать и на что стоит обратить особенное внимание

При проектировании архитектурного освещения нужно учитывать освещение застройки рядом и уличное освещение вокруг – чтобы наше решение не выбивалось из общего контекста. При выборе приемов освещения и приборов, особенно декоративных светильников на фасаде, необходимо учитывать архитектурный стиль здания. При выборе цветовой температуры источников света нужно учитывать материалы фасадной отделки, чтобы свет не искажал цвет фасада. Характер отражения материала отделки фасада – матовый, зеркальный, глянцевый – будут сильно влиять на итоговое впечатление от освещенного здания. А еще нужно иметь в виду, что определенные приемы освещения очень хорошо демонстрируют качество отделки фасада, особенно штукатурки.

Нужно изучить конструкторскую документацию фасада и проект электричества здания, чтобы придуманные приемы освещения можно было реализовать: как будет проложен кабель к светильникам, как сделать закладные для кронштейнов, где установить щит управления освещением, какая мощность выделена на архитектурное освещение.

А самое важно в проектировании освещения – это найти идею, которую несет проект и благодаря которой свет станет неотъемлемой частью архитектуры.

Фасад отеля W les Trois Rocs (Вербье, Швейцария), подсвеченный разноцветными лампами. Прожекторы и встроенные светильники Nobile Italia SpA бывают и с цветными светодиодами (RGB LED).

Какие ошибки чаще всего совершают дизайнеры, проектируя освещение фасада

Самая частая ошибка – проектирование без учета факторов, которые мы разобрали в предыдущем пункте. Например, разработка освещения фасада на узкой улице без учета уличного освещения может привести к тому, что на уровне первого-второго этажей реальная картина не будет соответствовать картинке в концепции вообще. И вместо мягких холодных световых акцентов на простенках мы увидим на фасаде яркие пятна теплого спектра от уличных фонарей, совершенно не привязанных к архитектурному ритму фасада.

Еще одна ошибка – слишком доверять расчетным программам и не проверять свои решения «в полях», не экспериментировать с реальными приборами разных производителей на реальных фасадах. Чем раньше в проект придет светодизайнер, тем лучше и красивее получится проект архитектурного освещения в реализации, а не останется красивой картинкой.

По моему опыту, самые удачные проекты архитектурного освещения получаются в плотной работе с архитектором проекта.

Слева – лестница, подсвеченная встроенными светильниками Nobile Italia SpA, справа – дорожки и бассейн, тоже с подсветкой Nobile Italia SpA.

В России компанию Nobile Italia SpA представляет Archistudio.

Архитектурно-художественное освещение зданий

Освещение архитектурных зданий в темное время суток решает, как минимум, 2 задачи:

  • Функциональную — создать комфорт и безопасность для жителей, не создавая при этом светового загрязнения (цветового шума), не отвлекая при этом водителей;
  • Эстетическую — преобразить городские улицы, придавая им запоминающиеся черты. В праздничные и выходные дни световое оформления производит большее впечатление на жителей и гостей города.

Компания XLight производит полный цикл работ по архитектурному освещению, проектированию, изготовлению и монтажу светодиодного архитектурного оборудования зданий, мостов, башен и пр. конструкций.

Основные типы архитектурной подсветки зданий

Для декоративного оформления архитектурных конструкций используется три вида подсветки: сплошная, акцентная, контурная.

Типы архитектурной подсветки

Отлично подходит для крупных объектов, созданных из привлекательного рельефного материала, к примеру, декоративного или природного камня. Такая подсветка выделит фасад здания целиком. Её выполняют прожекторами, устанавливаемыми на земле (грунтовые) или на специальных опорах.

Часто используется для подсветки исторических зданий прошлых веков и храмов

Подсветка отдельных элементов считается более экономным и деликатным декоративным методом. Таким образом акцентируют внимание на самые красивые места строительного сооружения: колонны, балконы балюстрады, оконные проемы.

Это — новинка современного светодизайна. Её реализуют с помощью линейных светильников, заливающих источников света и светодиодных линеек. Такие материалы фиксируются на фасадной части архитектурной конструкции с помощью специальных направляющих элементов. Главная задача – подчеркнуть контурами основные элементы здания: геометрию, периметры, функциональные и рекламные элементы. Используются для подсветки зданий, построенных в современном стиле: торговые и развлекательные комплексы, офисные здания.

Цветовое оформление зданий

Аналоговые светильники (прожектора) для архитектурного освещения зданий с единственным “естественным” свечением уже уходят в прошлое. Новейшие светодиодные технологии позволяют использовать различные варианты цветового оформления – классический белый: холодный, естественный, теплый, а также красный, синий, зеленый, желтый. Последние могут смешиваться, образуя самые разнообразные цвета палитры. При этом смешивание цветов происходит при близком расположении светодиодов.

  • Для домов и зданий, построенных в классическом стиле, лучшее световое решение – это в классических белых тонах: не вызовет лишних эмоций или дискомфорта при восприятии – всегда будет выигрышным.
  • Лучший вариант для оформления современных зданий, торговых, офисных и развлекательных центров – это цветная RGB-подсветка: всегда привлечет максимальное внимание. Использование динамического управления цветом (DMX) позволит настроить любой динамический эффект сочетания и переливания различных цветов.
  • Для декоративной, рекламной и художественно-архитектурной подсветки используют комплексный вариант, в котором сочетаются разные цвета, стили, и оборудование. В этом случае всегда используются индивидуальные творческие решения.

Статика и динамика. Технология DMX

Несмотря на то, что архитектурную подсветку используют только в темное время суток, а в России световой день зимой непродолжителен, сегодня статическое освещение зданий экономически невыгодно. Для экономии электроэнергии в будние дни следует использовать менее ресурсоемкие источники света, а в праздничные и выходные дни, наоборот, яркое нестандартное свечение позволяет выделить здание на фоне других и привлечь игрой цвета. Для этого используют технологию DMX, позволяющую управлять светодинамикой.

Суть технологии

Изначально DMX был стандартом для освещения в кинотеатральной и выставочной индустрии. Сегодня эта технология используется и в архитектуре. Она позволяет управлять различными группами светильников, яркостью и цветом свечения. Отдельными группами могут быть, к примеру, крыша, фасад, колонны, оконные проемы, контурная подсветка и пр. Внутри каждой группы имеются подгруппы – по яркости, цвету и пр.

При этом для будней достаточно свечения одной группы (можно назначить оптимальную интенсивность), а в дни праздников, выходных, фестивалей, значимых спортивных или иных мероприятий можно включить все группы, повысить интенсивность их свечения, а также создать различные переливы цвета — плавный или резкий переход одного цвета в другой, смешивание цветов и пр. эффекты. Группировка снижает ресурсоёмкость отдельного светильника, имеющего один сигнал, ей назначают один адрес – в результате общая себестоимость снижается.

Для управления динамикой света используется специальное оборудование.

Подробнее – в нашем видео:

Светотехнические проекты и расчеты

Если вы хотите установить архитектурное освещение или модернизировать имееющееся -создадим светотехнический проект, проведем все необходимые расчеты: подберем оптимальные решения, произведем предпроектные изыскания, ТЭО, а также шеф-монтаж (тестовую инсталляцию наших светильников на объекте). Закончим полной поставкой необходимого оборудования.

Фасадное освещение зданий

Назначение архитектурного освещения

Виды архитектурной подсветки

  • Локальное, или локализованное. Позволяет выгодно выделить декоративно-пластические или тектонические характеристики здания, а также элементы благоустройства: газоны, подпорные стенки, цветники и пр. Для создания локальной подсветки осветительные приборы устанавливают непосредственно на фасаде зданий.
  • Акцентирующее. Необходимо, чтобы обратить внимание на ключевую деталь объекта, к примеру, элемент. Это достигается за счет увеличения освещенности или выделения светом другого цвета на фоне окружения.
  • Контурное. Один из вариантов световой графики, который направлен на проявление силуэтного рисунка объекта. С помощью линейных светильников выделяют грани и углы здания.
  • Светящийся фасад. Подобный прием используют на светопропускающих фасадах, чаще стеклянных. Осветительные приборы ставят внутри и направляют их на стекло.
  • Фоновая заливка. Общий силуэт здания затемняется за счет направления пучка света с заднего плана. Это позволяет подчеркнуть очертания объекта.

Общие требования к архитектурному освещению

Проектирование архитектурной подсветки происходит в комплексе с разработкой освещения автомобильных дорог общего пользования. В процессе используют следующие нормативные документы:

  • ГОСТ Р 54350;
  • ГОСТ 14254;
  • ГОСТ Р 522398.

Основные требования и нормы наружного архитектурного освещения городских объектов:

  • Равномерность яркости для заливающей подсветки в пределах освещаемого фасада (UL) составляет 0,3 для фасадов с одноцветной и гладкой поверхностью, 0,2 – с рельефной и многоцветной поверхностью.
  • Полуцилиндрическая освещенность центральных аллей – не менее 2 лк по оси аллеи.
  • Коррелированная цветовая температура (КЦТ) для объектов с «холодно-белыми» оттенками поверхностей составляет 4000-6000 К, с «тепло-белыми» цветами – 2200-3500 К.
  • Полихромные объекты должны освещаться источниками света с общим индексом цветопередачи (Ra) не менее 80.
  • Для создания архитектурной подсветки можно использовать осветительные приборы со степенью защиты от окружающей среды не ниже IP
  • Светильники с мощностью более 150 Вт должны быть оборудованы светоэкранирующими устройствами либо установлены так, чтобы не находиться в поле зрения водителей по направлению их движения. Если такие приборы будут находиться на земле или на уровне, где к ним может прикоснуться человек, их необходимо оснащать декоративными защитными кожухами.

Используемые светильники

В архитектурной подсветке используют практически все существующие осветительные приборы, но особую популярность приобрели светодиодные светильники. В отличие от других видов, они могут работать при любых климатических условиях, поскольку имеют абсолютно герметичный корпус.

LED-светильники на 100% пожаробезопасны, а также имеют нужный стандарт защиты – от IP65. К плюсам подобных приборов также относят экономичность и простоту обслуживания, что значительно снижает затраты на поддержание подсветки в нормальном состоянии. Для создания уникальных концепций иллюминации используют разные светильники:

Разработка концепции архитектурной подсветки

Для создания концепции сначала изучают особенности здания и улицы, на котором оно находится. Учитываются следующие факторы:

  • наличие рекламных баннеров;
  • значимость проспекта или улицы, ее расположение в городе;
  • наличие на фасаде архитектурных деталей;
  • характер утилитарного освещения улицы;
  • расположение здания и его стилистику;
  • строительные и отделочные материалы объекта;
  • назначение здания (офис, торговый центр, государственное учреждение и пр.)

В концепции предусматривают 2 режима работы архитектурной подсветки: повседневный и праздничный. Для каждого из них прописывают приемы освещения и используемые светильники. Чтобы наглядно представить концепцию, на панораму здания или улицы накладывают визуализацию освещения. Это позволяет скорректировать концепцию и прийти к окончательному решению в отношении иллюминации.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector