Интерьер усадьбы 18 века
Нужны услуги строителей?
Среднее время ожидания первого ответа с момента публикации заявки
Средняя активность исполнителей в рамках одного проекта
Интересуют цены на работу?
более чем 900 видов работ
ценовые предложения с разбивкой по городам
быстрый поиск по исполнителям
список мастеров по выбранной услуге в выбранном городе
Перейти к расценкам на работы
Нужны стройматериалы?
никаких общих фраз и стандартных рекламных текстов
автовыделение самого выгодного предложения
статистический срез по предложениям всех поставщиков
По теме:
Другие интересные публикации:
Поддержи проект, поделись с друзьями!
Об интерьере загородной усадьбы(петровского времени) и крестьянской избы. Изменения в интерьере усадьб XVIII века
Наша беседа на данную тему позволит потенциальным обладателям современных усадеб, стилизованных под «старину», узнать о предмете разговора как можно больше. Это, в свою очередь, поможет обладателям загородной земли «нарисовать картину» их будущего жилища.
Для того, чтобы тема была максимально раскрыта, мы обращаемся к научной работе кандидата искусствоведения Евгении Владимировны Гавриловой «Основные направления развития предметно-пространственной среды загородного дома в России 1980-х – начала 2000-х гг. (исторические традиции и новаторские приемы)».
Итак… продолжим. «Если для усадеб XVII века была характерна свободная планировка, — сказано в труде Е. В. Гавриловой, — то начиная с XVIII века появляются новые черты. Усадьбам петровского времени свойственна строгая регулярность, усадебный комплекс рассматривается как произведение искусства с целостной композицией, где первенствующее значение отводится господскому дому.
В середине XVIII века для композиционного строя усадьбы характерно более широкое осевое построение, а в конце XVIII века важную роль приобретает связь архитектурного пространства с природным окружением. «Размывается» граница усадьбы, вид от главного дома ориентируется на заречные дали, дом наделяется бельведерами, колоннадами, террасами и лоджиями, которые связывали интерьер с окружающей природой».
В цикле, посвященным организации пространства загородного дома, мы уделили немало внимания связи между внутренним и внешним пространствами. Как видно из цитаты, об этой «проблеме» задумывались уже в XVIII веке, и, надо сказать, что старания архитекторов не были напрасными. «В первой трети XIX века, — говорится в источнике, — принцип живописности начинает довлеть в общей композиции усадьбы. В этот период самое широкое распространение получают палладианские композиционные приемы — в небольших домах это центрическая композиция, в значительных зданиях обычно выделяется главное здание, дополненное крыльями служб. По другой существовавшей схеме все здания располагались «покоем» (то есть в форме буквы «II»). Главный центральный объем выделялся, замыкая расположенную перед нимпарадную площадь, зажатую с двух сторон флигелями». Яркий пример такого особняка могут видеть москвичи и гости столицы, побывавшие на Садовом кольце, недалеко от здания МИДа. Там прекрасно сохранился особняк XVIII века (Смоленский бульвар, дом 26/9), некогда принадлежавший генеральше Глазовой, затем чаеторговцу К.С.Попову, а с конца XIX века – М. К. Морозовой (Мамонтовой).
Если говорить непосредственно об интерьере, то, согласно диссертации Евгении Гавриловой, «первые изменения в интерьере вообще, а в интерьере загородной усадьбы в частности в начале XVIII века стали происходить в новой столице — Петербурге, или непосредственно рядом, Москва и все другие области еще довольно долго сохраняли патриархальный уклад образа жизни, и, соответственно, обстановки».
Автор научного труда приводит пример строения, в котором проявились изменения, характерные для того времени. Новые черты, по мнению Е. В. Гавриловой, «можно усмотреть уже в одном из так называемых «домиков Петра», которые хотя и сохранили все черты рубленной «в два сруба» избы, однако имели и новшества — окна, к примеру, здесь были иные, больше в длину, нежели в высоту, заполненные мелкими стеклами в свинцовых рамах, как в голландских домах; открывались они не на сторону, а нижняя створка поднималась кверху. Кроме того, бревна сруба по фасаду покрашены были «под кирпич» суриком с тщательно прочерченными белыми швами».
Для того, чтобы сравнить интерьер крестьянской избы с убранством усадьбы, приведенной ранее информации об интерьере жилища крестьянина, возможно, будет достаточно. Но так как она «разбросана» по разным статьям, целостную «картинку» смогут воссоздать не все. Поэтому, чтобы обобщить информацию, мы обратимся к Информационному Порталу «Славянские сети» (slav-seti.ru), где перечислены основные характеристики избы.
В источнике сказано, что избы «в своем устройстве…сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из лиственницы. Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.». В беседе, посвященной инструментам, мы подробно рассказывали и о топоре, и о пиле, обращаясь к их истории. «Конструктивно, — продолжает источник, — избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах врубками. Решение плана избы просто и лаконично. Изба объединена под общей кровлей с хозяйственными постройками. Для внешнего облика избы характерна живописная асимметрия в размещении крыльца, ворот, ввоза, двора и окон, что придает особый уют и интимность русскому крестьянскому жилищу». Обращаясь к подобным описаниям изб, современные обладатели загородной земли заказывают в строительных компаниях проекты именно таких домов.
Несмотря на то, что сведения, приведенные ниже, прямо или косвенно уже «озвучивались», мы обратимся еще к одной цитате из источника, где информация собрана воедино. Это, в свою очередь, позволит легче ориентироваться в вопросе сравнения убранства избы и интерьера усадьбы.
Итак, согласно Порталу «Славянские сети», «крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение — изба с русской печью. Внутренняя обстановка избы основывалась на устойчивости традиций домашней и хозяйственной жизни крестьянина: неподвижные широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам, полки над ними, открытый посудный шкаф-блюдник, люлька и другие детали домашней обстановки имеют историю многих веков. В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характернейшей чертой народного жилища».
В следующий раз мы продолжим разговор на эту тему.
Интерьер в русском стиле
Очень личная интерпретация стиля русской усадьбы от знаменитого декоратора Кирилла Истомина
10 ноября 2016 · Текст: Дорожкин Алексей
Что такое русский стиль в интерьере квартиры и что представляла собой повседневная жизнь русской усадьбы? Небольшие комнаты, а вовсе не бальные залы и парадные гостиные, открывавшиеся только по случаю, разномастная мебель, картины, имеющие скорее семейную, нежели художественную ценность, повседневный фарфор.
Даже члены императорской семьи в личной жизни старались окружить себя обыкновенным уютом — достаточно взглянуть на фотографии личных апартаментов Александра III в Гатчинском дворце или Николая II в Александровском дворце Царского Села.
Именно о таких интерьерах думал декоратор Кирилл Истомин, когда заказчики обратились к нему с просьбой создать усадебный интерьер дома в русском стиле без претензий на историческую достоверность.
«Мы начали придумывать легенду на ходу, — рассказывает Кирилл. — С первых дней работы над проектом мы вместе с хозяевами стали искать совершенно разные предметы обстановки — как говорится, про запас.
Здесь нет ценных вещей, все они просто свидетели эпохи, ровесники ушедшего старого мира, но именно это делает интерьер живым и очень личным. Разве что французский гобелен XVIII века в гостиной по-настоящему редкий».
С этого гобелена и началась перестройка дома — в старой гостиной для него попросту не хватало места. Новая пристройка, примкнувшая к гостиной, по площади равна первому этажу дома.
Квадратная в плане, она разделена пополам на два помещения: столовую и новую гостиную, на одной из стен которой разместился гобелен.
«Понимаю, что подумали архитекторы, когда мы заказывали им планировку комнат с учетом размещения уже имеющихся предметов обстановки, — улыбается Кирилл. — Но я всегда отношусь с юмором к противостоянию декораторов и архитекторов».
Намерено простая отделка — деревянные полы и крашеные стены — компенсируется в комнатах высотой потолков. В старом доме они примерно на полтора метра ниже.
Впрочем, даже это не делает помещения похожими на парадные залы — те же самые жилые комнаты, словно сошедшие с дореволюционных фотографий. Вот только сложно сказать, в какой стране эти фотографии могли быть сделаны: в столовой сочетание фарфоровых тарелок, развешанных по селадоновым стенам, и цветочные орнаменты штор напоминают об английских поместьях Викторианской эпохи, в то время как обстановка малой гостиной с историческими обоями с изображением цветочных гирлянд и вторящие им кипенно-белые кружевные рюши малиновых занавесок напоминают русский стиль в интерьере, купеческий особняк где-то на Волге.
Почти китч, но горячий чай с вареньем уже сделал свое дело, и вам ни о чем не хочется думать, укрывшись пуховым платком и слушая убаюкивающее мурчание кота. «Конечно, это целиком придуманный интерьер, и вряд ли вы найдете здесь исторические параллели.
Скорее он навевает воспоминания о том, какой вы представляли ушедшую эпоху, когда читали классиков, — говорит декоратор. — В доме много несочетающихся вещей, но такое «несовершенство» делает мою работу незаметной.
Банально звучит, но когда работы декоратора не видно — это хорошая работа! И, несмотря на это, для меня дом получился очень личным. Здесь словно ничего не менялось, замерло в счастливом неведении на рубеже XIX–XX веков. »
Особенности русской усадьбы: стиль и интерьер, история и современные интерпретации
Русская усадьба стала отдельным явлением в архитектуре и дизайне интерьеров. И сейчас многие владельцы загородных домов пытаются воспроизвести это направление. Давайте попробуем разобраться, чем отличается русская усадьба от обычных особняков, немного окунёмся в прошлое и рассмотрим особенности такого интерьера.
Художник Станислав Жуковский известен своими картинами, на которых он любовно изображал старинные русские усадьбы. По его картинам можно изучать интерьеры домов с середины XIX и до начала XX века.
С. Ю. Жуковский. Поэзия старого дворянского дома, 1912
С. Ю. Жуковский. Большая гостиная в Брасове, 1916
С. Ю. Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома, 1910-е
Сразу определимся, что говорить мы будем именно об усадьбах, а не избах, теремах и княжеских дворцах. Об избах и теремах сказано немало, это тоже история, причём более древняя. А повторить роскошь и царский стиль дворцов русских князей в настоящее время могут себе позволить единицы. Да и кто решится на воспроизведение такого стиля — в современных реалиях это сложно себе представить.
Русский терем, как место проживания достаточно зажиточных семей, сейчас можно встретить в основном в старинных городах и деревнях. Резные наличники, дерево в качестве основного материала, четыре небольших комнаты вокруг солидной печи, веранда — вот основные отличия такого строения.
Интерьер же русской избы в настоящее время можно встретить в банях, иногда так строят дачи люди, которые увлекаются стариной. Здесь всё просто, по-деревенски, без изысков и лишних деталей.
Итак, немного разобравшись с теремами и избами, переходим непосредственно к усадьбе. Название это происходит от «сажать» или «садить». Под усадьбой традиционно понимается загородная постройка, целый комплекс, куда помимо самого жилого дома входят хозяйственные строения и обширный сад. Принято различать следующие виды усадеб:
- Боярские или купеческие усадьбы, которые начали появляться в XVII веке.
- Помещичьи усадьбы, которые оставались основным местом проживания зажиточных россиян вплоть до начала XX века, а особенную популярность получили в XIX веке.
Барон Николай Врангель (брат Петра Врангеля, предводителя Белого движения) в 1902 году отправился в провинцию, чтобы подробно изучить особенности усадеб тогдашних помещиков. Вот как он описывал традиционную усадьбу в своей книге: «Белые дома с колоннами, в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду. ».
Белый или иногда синий дом в классическом стиле, колонны с коринфскими ордерами, максимум два этажа, широкое крыльцо или терраса — такой внешний облик русской усадьбы не устарел и сейчас.
На этом фото усадьба Гальских, расположенная в Череповце. Сейчас это дом-музей, рассказывающий о быте помещиков начала XIX века.
Что касается интерьера русских усадеб, то следует отличать купеческий стиль от более позднего, созданного под влиянием европейских, в основном французских направлений и приближённого к современным реалиям.
На этих снимках дом купца Клепикова, расположенный в Сургуте. Хорошо видно обилие текстиля, очень простая отделка, дощатый пол, добротная деревянная мебель. Такую металлическую кровать с пружинами, уверены, многие из вас ещё застали у бабушки в деревне. Обратимся вновь к барону Врангелю, который интерьер усадьбы описывал так: «Внутри, в комнатах, — чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до бесконечности».
Мебель в такой усадьбе зачастую была разномастной — старинный сундук, доставшийся от деда, мог соседствовать с новомодным французским стулом или английским креслом, которые владелец дома по прихоти супруги приобрёл во время поездки в город. Традиционно в русской усадьбе был зал для приёма гостей и, если позволяли размеры дома — балов, а также кабинет, который становился мужским убежищем хозяина.
На этом фото интерьер усадьбы, построенной в посёлке Медное озеро (под Санкт-Петербургом) архитекторами Еленой Барыкиной и Славой Валовень для коллекционеров антикварной мебели. Почти все предметы меблировки аутентичны, но есть в этом доме и современные реплики, созданные «под старину».
Если вы хотите воссоздать в своём доме интерьер русской усадьбы, следует придерживаться таких принципов:
- Обязательным элементом станет деревянный пол, можно паркетный или из досок.
- Мебель лаконичная, лучше из тёмного дерева, с тонкими ножками.
- Межкомнатные двери и плинтус белые.
- Стены тоже могут быть деревянными, окрашенными в нейтральные оттенки (но лучше — белоснежными). Можно также использовать обои под старину, которые имитируют текстиль.
- Столы круглые или овальные, с красивыми скатертями, светильники с уютными абажурами и лёгкие шторы.
Что касается кухни и санузла, то здесь целесообразно использовать изразцы. Дверцы кухонных шкафов можно оставить деревянными или расписать под Гжель, как на представленном нами примере.
Отдельно следует упомянуть о том влиянии, которое на интерьер русской усадьбы оказал ампир или поздний классицизм, пришедший из Европы. В рамках помещичьей усадьбы это направление получило название «сельский ампир», став менее помпезным и роскошным.
Сейчас стиль русской усадьбы некоторые домовладельцы представляют себе, как некую смесь избы, кантри, шале, рустика и современных мотивов.
Что ж, стиль русской усадьбы всегда был некой смесью различных направлений, взяв многое из классики и истории нашей страны. Однако, если вы будете придерживаться главных канонов, в итоге у вас должен получиться лёгкий, не перегруженный мебелью интерьер, уютный, свежий, достаточно простой и при этом действительно домашний, настоящая чеховская дача, не раз описанная классиками русской литературы.
Дворянская усадьба
Дворянская усадьба Фряново (конец 18-начало 19 вв.). Изначально принадлежала армянским купцам получившим российское дворянство (Лазарь Назарович Газарян – основатель семьи, осевшей в России, в дальнейшем взял фамилию Лазарев. Строительство вел его сын Ованес (Иван) Лазарев).
История русской дворянской усадьбы насчитывает около шести столетий. Селения Древней Руси были прототипом будущей вотчинной усадьбы, в них обособленно стоял дом наиболее зажиточного хозяина. Усадебное строительство получило развитие при Петре I, который дарил земли своим сподвижникам. Русская дворянская усадьба воплощала мечту их хозяев о создании собственного мира с особыми традициями, обрядами, моралью, специфическим типом ведения хозяйства, расписанием будней и праздников. Несколько столетий основные события в жизни дворянина были связаны с усадьбой, поэтому ее устройство продумывалось до мелочей. Очень часто господские дома были окрашены в желтый цвет и имели белые колонны. Такое сочетание говорило о богатстве хозяина (его олицетворял желтый цвет, напоминающий о золоте) и его духовности (белые колонны демонстрировали стремление к свету). Серые фасады свидетельствовали о том, что их владелец – философ и стремится удалиться от активной жизни и общества. Красный цвет на фасаде говорил о деятельной натуре хозяина, его уверенности и властности. Зелень садов и парков демонстрировали радость, здоровье и успех. Построенный мир дворянской усадьбы обособлялся и отделялся решетчатым забором, каменной стеной, а когда позволял окружающий ландшафт, озерами оврагами и рвами. Помимо парадных элементов – господского дома и парков — дворянские усадьбы имели и «экономию» (термин использовался с 18 века и означал хозяйственные постройки имения: конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы), которые строились в едином стиле с домом и парком
Расцвет дворянских усадеб пришелся на середину 18- начало 19 века. Усадьбы строились вокруг Москвы и в губерниях. После выхода “Манифеста о Вольности дворянства” строительство охватило практически всю европейскую часть России. В результате после 1762 г. владельцы крупных, средних и мелких поместий начали активно обустраивать свои усадьбы. В архитектуре русской дворянской усадьбы елизаветинских времен была популярной эстетика барокко. Фасады окрашивались в голубые, зеленые, красные, желтые оттенки. К середине 18 века планировка усадеб становилась регулярной с осевым построением, симметрией. Образцом дворянской усадьбы того времени является Ясенево, где во время Лопухиных был сооружен господский дом с флигелями. В Кускове граф Шереметев украсил парк павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурами.
Усадьба Кусково. Бывшее имение графов Шереметьевых в стиле классицизм. 18 в. район Вешняки. Москва.
После выхода манифеста в пригородах Москвы были построены крупные усадебные комплексы: Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Кунцево, Знаменское-Садки, Нескучное, Люблино, Останкино, Покровское-Стрешнево, Очаково, Узкое, Троекурово, Черемушки, большинство из которых были сооружены в стиле классицизм. В некоторых усадьбах использовались элементы неоготики – например, в усадьбе Михалкова (усадьба была построена еще в 16 веке, затем перестраивалась), парадный въезд в Воронцове, хозяйственный комплекс в Черемушках. Образцами российской неоготики стали императорские резиденции – усадьбы — Петровский дворец и Царицыно.
Петровский дворец на открытке с картиной «Санные гонки в Петровском парке» неизвестного художника 19 в.
Постепенно регулярный французский классицизм в устройстве дворянской усадьбы сменился английским пейзажным классицизмом. Иногда в русской дворянской усадьбе, как, например, в Кузьминках, сочеталось пейзажное и регулярное устройство. После войны 1812 г. новые дворянские усадьбы возводились редко, хозяева поместий ограничивались реставрацией и ремонтом старых строений. Некоторые усадьбы активно достраивались. Например, Кузьминки, где здания строились в стиле ампир.
Усадьба Кузьминки. Бывшая усадьба князей Голицына. Москва. Реконструировалась при С.М. Голицыне в 19 в.
Но, в основном, в 19 веке усадьбы реставрировались и достраивались в стиле классицизм, что отражалось в колоннах, портиках, скульптурах, фронтонах фасадов. Русские дворянские усадьбы всегда составляли единый ансамбль, кроме того, они никогда не имели фортификационного назначения, так как дворянство не вело военных действий между собой. Сейчас в моде строительство загородных резиденций в стиле дворянской усадьбы с домами с элементами классики и парковыми или садовыми зонами в регулярном или пейзажном стиле. В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля:
В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля.
В другом тюменском особняке удачно соединяются в фасаде современные тенденции и классика.
Дом в коттеджном поселке Подмосковья сочетает в своем фасаде разные стилевые мотивы дом в коттеджном поселке Подмосковья
Эклектика, в основе которой лежит классический стиль, в фасаде коттеджа в поселке Красное.
Для большой усадьбы подойдет дом, архитектурный проект которого представлен на фото.