Интерьеры старых усадеб
Интерьеры старых усадеб
Подпишитесь
на нашу email-рассылку
Старинная усадьба под Роттердамом
Старинная усадьба Хёйс-тен-Донк под Роттердамом славится своим парком и своими интерьерами.
Старинное голландское жилище обычно все представляют себе более или менее одинаково: узкий и тесноватый дом, втиснутый в плотную шеренгу фасадов, выходящих на какой-нибудь живописный амстердамский канал. А внутри тихий протестантский уют, если роскошь, то очень приглушенная – словом, все как у Вермеера или Питера де Хоха.
И даже записные любители искусства не всегда знают, что преуспевающие голландцы все-таки перенимали менее аскетичную эстетику, особенно позже, в XVIII веке. И что легкомысленное рококо в Нидерландах пустило даже более основательные корни, чем в Англии. А уж барочный загородный дворец с большим парком – какой-то совсем не голландский архитектурный образ, если, конечно, вынести за скобки королевские резиденции. Хотя на самом деле такие усадьбы уж никак не были прерогативой Оранского дома.
Усадьба Хёйс-тен-Донк (что означает “Дом на песчаном холме”) – во всех смыслах живое напоминание об этом. Настолько хорошо сохранившихся аутентичных парковых комплексов в Голландии очень мало, да и в самом доме тоже уцелела вполне музейного уровня всевозможная старина: рокайльная резьба и лепнина, парадная мебель XVIII–XIX веков, портреты владельцев и представителей голландской правящей династии, которая этим владельцам всегда благоволила.
Дом был построен в 1746 году, но история самого имения восходит аж ко временам нидерландской революции. В XVII веке на этом месте стоял небольшой замок, принадлежавший с 1676 года знатному семейству ван Зулен. В 1702 году Катарина ван Зулен вышла замуж за еще одного патриция, Корнелиса Грунинкса. Их сын, Отто Грунинкс ван Зулен, решился снести замок своей матери и построить нынешний Хёйс-тен-Донк. Что делать – бургомистру Роттердама и вдобавок одному из заправил Голландской Ост-Индской компании парадная загородная резиденция в современном вкусе была нужна ничуть не меньше, чем какому-нибудь французскому маркизу того же времени.
Только вот, в отличие от французской аристократии, Отто Грунинкс ван Зулен очень даже гордился тем, что главный источник его богатства – торговля. Он даже распорядился поместить над одной из дверей изображение корабля Ост-Индской компании с французским девизом, гласящим: “Если ты пропадешь, пропаду и я”. Никто и не пропал: два принадлежавших Отто корабля совершали вояж в Ост-Индию и обратно семь раз (то есть провели в море в общей сложности двадцать лет), озолотив хозяина.
В 1820 году семейство переехало из Роттердама в Гаагу, забросив усадьбу. Только сто лет спустя новый владелец, Виллем Геррит Грунинкс ван Зулен, взялся вернуть запущенному дому былой блеск. Хёйс-тен-Донк получил новейший комфорт (электричество и центральное отопление) и много-много старой мебели: Виллем Геррит привез с собой аж сорок контейнеров европейского антиквариата, который ему удалось собрать за долгие годы жизни в Мексике.
Мебель XVIII–XIX веков прекрасно дополнила то, что в обстановке дома сохранилось от прежних времен. В 1980-е очередная хозяйка, Мари-Лилианне Грунинкс ван Зулен, еще раз подкорректировала интерьер – на сей раз не только из соображений комфорта и престижа, но и с прагматическими целями.
Содержать такой дворец, разумеется, накладно. Потомки пресловутых французских маркизов и прочая европейская знать уже давно стали сдавать свои фамильные замки в аренду для приемов, свадеб и прочих увеселений. Семейство Грунинкс ван Зулен последовало этому примеру, так что теперь дворец время от времени открывается для публики.
Впрочем, семья старается и в этой предприимчивости соблюдать баланс и эстетическую меру, так что в Хёйс-тен-Донк проходят не только свадебные и корпоративные празднества, но также и фэшн-события, концерты, конференции и даже гастроли знаменитых шеф-поваров. При всем том дом остается фамильной резиденцией, так что посетители в любом случае чувствуют себя не музейными визитерами, а гостями с хорошей родословной. Можно сказать, наследниками тех, кто лет так двести пятьдесят тому назад оставлял восторженные записи на пяти языках в толстенной гостевой книге, которая до сих пор хранится здесь в одном из шкафов.
Образы русской усадьбы в фотографиях. Часть 2
1884. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными в крестьянских костюмах в Архангельском
1884. Портрет великой княгини Елизаветы Фёдоровны и Екатерины Адольфовны Шнейдер в повозке у крыльца дома в усадьбе Ильинское
1888. Князь П.П. Вяземский в окружении родственников и друзей на террасе дома в Остафьеве
1888. Панорама дворца в Царицыно близ Москвы
1890. Шереметевы и их гости в Михайловском
1890-е. Вид Владимирской церкви и пруда в Баловневе
1890-е. Князь Феликс Феликсович Юсупов с женой и сыном Феликсом на пикнике
1890-е. У пруда в Баловневе
1894. В усадьбе Архангельское. На ступенях театра Гонзага
1894. Вид дома в Ильинском из-за реки
1894. Вид дома и парка в Ильинском
1894. Свадьба графини А.С. Шереметевой с А.П. Сабуровым в Кускове
1894. Усадьба Одинцово-Архангельское. Большая столовая
1894. Усадьба Одинцово-Архангельское. Вид дома со стороны партера
1894. Усадьба Одинцово-Архангельское. Гостиная
1894. Федор Алексеевич и Екатерина Васильевна Уваровы с дочерьми Катей и Варей в усадьбе Поречье
1894. Художник Ф.Фламенг пишет портрет княгини З.Н. Юсуповой с сыновьями в Архангельском
1899. В ожидании лошади
1899. Тенистая аллея
1900. Портрет Юсупова Феликса Феликсовича-младшего
1900-е. Аллея в парке
1900-е. Вид сельца Миндюкино
1900-е. Екатерина Александровна Петрова в усадьбе купца Александра Александровича Петрова
1900-е. Никольское-Размыслово. Аллея к дому Дараганов
1900-е. Никольское-Размыслово. Дом
1900-е. Парк. Пруд
1900-е. Парк. Дом
1902. Ахтырка, вид с балкона дома в имении господина Матвеева
1902. Уединение
Информация об этом журнале
- Цена размещения 300 жетонов
- Социальный капитал28 060
- В друзьях у 2 500+
- Длительность 7 часов
- Минимальная ставка 300 жетонов
- Посмотреть все предложения по Промо
- Добавить комментарий
- 59 комментариев
Android
Выбрать язык Текущая версия v.406.2
Интерьер в русском стиле
Очень личная интерпретация стиля русской усадьбы от знаменитого декоратора Кирилла Истомина
10 ноября 2016 · Текст: Дорожкин Алексей
Что такое русский стиль в интерьере квартиры и что представляла собой повседневная жизнь русской усадьбы? Небольшие комнаты, а вовсе не бальные залы и парадные гостиные, открывавшиеся только по случаю, разномастная мебель, картины, имеющие скорее семейную, нежели художественную ценность, повседневный фарфор.
Даже члены императорской семьи в личной жизни старались окружить себя обыкновенным уютом — достаточно взглянуть на фотографии личных апартаментов Александра III в Гатчинском дворце или Николая II в Александровском дворце Царского Села.
Именно о таких интерьерах думал декоратор Кирилл Истомин, когда заказчики обратились к нему с просьбой создать усадебный интерьер дома в русском стиле без претензий на историческую достоверность.
«Мы начали придумывать легенду на ходу, — рассказывает Кирилл. — С первых дней работы над проектом мы вместе с хозяевами стали искать совершенно разные предметы обстановки — как говорится, про запас.
Здесь нет ценных вещей, все они просто свидетели эпохи, ровесники ушедшего старого мира, но именно это делает интерьер живым и очень личным. Разве что французский гобелен XVIII века в гостиной по-настоящему редкий».
С этого гобелена и началась перестройка дома — в старой гостиной для него попросту не хватало места. Новая пристройка, примкнувшая к гостиной, по площади равна первому этажу дома.
Квадратная в плане, она разделена пополам на два помещения: столовую и новую гостиную, на одной из стен которой разместился гобелен.
«Понимаю, что подумали архитекторы, когда мы заказывали им планировку комнат с учетом размещения уже имеющихся предметов обстановки, — улыбается Кирилл. — Но я всегда отношусь с юмором к противостоянию декораторов и архитекторов».
Намерено простая отделка — деревянные полы и крашеные стены — компенсируется в комнатах высотой потолков. В старом доме они примерно на полтора метра ниже.
Впрочем, даже это не делает помещения похожими на парадные залы — те же самые жилые комнаты, словно сошедшие с дореволюционных фотографий. Вот только сложно сказать, в какой стране эти фотографии могли быть сделаны: в столовой сочетание фарфоровых тарелок, развешанных по селадоновым стенам, и цветочные орнаменты штор напоминают об английских поместьях Викторианской эпохи, в то время как обстановка малой гостиной с историческими обоями с изображением цветочных гирлянд и вторящие им кипенно-белые кружевные рюши малиновых занавесок напоминают русский стиль в интерьере, купеческий особняк где-то на Волге.
Почти китч, но горячий чай с вареньем уже сделал свое дело, и вам ни о чем не хочется думать, укрывшись пуховым платком и слушая убаюкивающее мурчание кота. «Конечно, это целиком придуманный интерьер, и вряд ли вы найдете здесь исторические параллели.
Скорее он навевает воспоминания о том, какой вы представляли ушедшую эпоху, когда читали классиков, — говорит декоратор. — В доме много несочетающихся вещей, но такое «несовершенство» делает мою работу незаметной.
Банально звучит, но когда работы декоратора не видно — это хорошая работа! И, несмотря на это, для меня дом получился очень личным. Здесь словно ничего не менялось, замерло в счастливом неведении на рубеже XIX–XX веков. »
Изба, терем, усадьба — интерьер старинного русского стиля в современной жизни.
che, bp ,htdyf Деревянная изба из бревна — это символ России. Археологи считают, что первые избы на территории современной России появились еще 2 000 лет назад до н.э. Много столетий архитектур.
Деревянная изба из бревна — это символ России. Археологи считают, что первые избы на территории современной России появились еще 2 000 лет назад до н.э. Много столетий архитектура деревянного крестьянского дома не менялась, она объединяла в себе все необходимые для жизни крестьянской семьи функции, потому что выполняла все основные ее предназначения: крыша над головой, сохраняла тепло и место для сна. Русская изба всегда находила свое место в творчестве писателей и поэтов. С любовью к России, к ее народу и всему, что этот народ окружает, пишет М.Ю. Лермонтов в «Бородино»:
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
Суздаль, музей под открытм небом — старинная изба
Поэзия известного русского поэта тесно переплетена с жизнью народа, с его бытом и, конечно, избами. Избы, окружённые дворами, огороженные плетнями и «связанные» друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами, «затерялась… в Мордве и Чуди». Вот как Есенин поэтически описывает крестьянский быт на Руси:
Пахнет рыхлыми драчёнами,
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Крестьянская жизнь в избе была простой и неприхотливой, бояре, купцы и помещики же строили себе дома побогаче: больше по площади, часто в несколько этажей — настоящие терема. Вместе с остальными окружающими постройками из дерева, терем представлял собой усадьбу. Традиции строительства домов из сруба складывались столетиями, а разрушились в ХХ веке. Коллективизация, урбанизация, появление новейших материалов… Все это привело к тому, что русская деревня обмельчала, а местами практически умерла. Новые же «деревни», так называемые «коттеджные поселки», стали застраивать домами из камня, стекла, металла и пластика. Практично, эффектно, стильно, но русский дух там не живет, и Русью там не пахнет. Не говоря уже о недостаточной экологичности таких построек.
Однако не так давно деревянное строительство в русском стиле пережило первый этап возрождения.
К счастью, уже в конце ушедшего века и с наступлением нового тысячелетия, начали возраждаться традиции русской усадьбы среди тех, кто любит вести загородный образ жизни, в окружении природы, среди тишины и покоя. Да и само окружение в таком жилье располагает к умиротворению и покою.
фронтон деревянного дома
Стиль «кантри» уже 3-е десятилетие уверенно удерживает за собой предпочтения многих застроийщиков загородного жилья. Кто-то отдает предпочтение немецкому кантри, кто-то – скандинавскому или американскому деревенскому стилю, кому-то по вкусу прованс, но если речь идет о деревянном загородном доме или даче, выбор все чаще делается в пользу интерьеров в стиле русской деревни.
Где же уместен русский стиль интерьера?
Интерьер в стиле русской избы в полной мере можно воссоздать только в деревянном доме из сруба, рубленным из бревна. Интерьер в стиле терема, усадьбы уместен в любом деревянном доме из сруба. В других случаях, когда речь идет о кирпичном доме, например, или квартире в многоэтажном доме, можно говорить лишь о стилизации, о привнесении некоторых черт, присущих русской избе или терему.
Каким же был интерьер русской избы?
Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. Печь в традиции древних русичей представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол. В печном углу управляла женщина. В женском углу и располанались полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: «бабья дорога – от печи до порога». А еще посмеивались: «баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает» (со страху).
печь — центральное место в русской избе
Мужчина же проводил больше времени в мужском углу, под полатями.
Самое большое и красивое место в крестьянском доме, где принимали пищу и встречали гостей была горница. Это была одновременно и гостиная, и столовая, а иногда и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол – часть дома, где устанавливались иконы.
Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.
В целом, остановка крестьянского быта была скромной, грубоватой, но не без украшательств. Над окнами располагали полки, на которых размещали красивую посуду, шкатулки и пр. на виду. Деревянные кровати были с красивыми резными спинками, покрытые лоскутными одялами, на которых располагались горкой пуховые подушки. Почти в каждой крестьянской избе можно было встретить сундуки различного предназначения.
Судаков П.Ф. — деревенский интерьер
Во времена Петра Первого появились новые предметы мебели, которые заняли свое место и в русских избах, и уж тем более в теремах. Это стулья, шкафы, частично вытеснившие сундуки, горки для посуды и даже кресла.
В теремах обстановка была более разнообразной, но в целом сохранялся тот же принцип: большой очаг, красный угол, те же сундуки, кровати со множеством подушек, горки с посудой, полки для демонстрации различных декоративных предметов. На подоконники ставили цветы в простых вазах: полевые цветочки в летние месяцы и садовые цветы в октябре. Ну и, конечно, в теремах было много дерева: это и стены, и полы, и мебель. Русский стиль кантри — это дерево, только дерево и почти ничего, кроме дерева.
Создание стиля русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома.
1. Выбор направления.
Для начала нужно определиться со стилем эпохи. Будет ли это стилизация под древнерусскую избу или под избу первой половины ХХ века? А кому-то больше нравится пестрая и нарядная обстановка русских теремов, почти как из сказки или деревянных помещичьих домов прошлых веков, который иногда описывался в произведениях классиков, когда в типичный деревенский быт были занесены черты других стилей: классицизма, барокко, модерна. После выбора определенного направления можно подобрать и подходящюю мебель, предметы интерьера, текстиль и декор.
2. Создание стиля русской избы
Основное. Деревянные стены лучше оставить без отделки. Для пола подойдет массивная доска – матовая, возможно, с эффектом состаренности. Под потолком – темные балки. Можно обойтись и без печи, но очаг все же необходим. Его роль может выполнять камин, портал которого облицован изразцами или камнем.
двери, окна. Пластиковые стеклопакеты здесь будут совершенно не уместны. Окна с деревянными рамами стоит дополнить резными наличниками и деревянными ставнями. Двери тоже должны быть деревянными. В качестве наличников для дверных проемов можно использовать доски, неровные и нарочито грубо обработанные. Кое-где вместо дверей можно повесить шторки.
Мебель. Мебель, конечно, предпочтительнее деревянная, не полированная, а, возможно, состаренная. шкафы, горки и многочисленные полки могут быть украшены резьбой. В зоне столовой можно устроить красный угол с божницей, массивным, очень тяжелым столом и лавками. Использование стульев тоже возможно, но они должны быть простыми и добротными.
кровати высокие с резными спинками. Вместо прикроватных тумб можно поставить сундуки в русском стиле. Прекрасно подойдут лоскутные покрывала и многочисленные подушки – сложенные стопками от большей к меньшей.
Без диванов в современном интерьере не обойтись, хотя в избах их, конечно, не было. Выбирайте диван простой формы с обивкой под лен. Цвет обивки – естественный природный. Кожаная мебель будет выбиваться из стиля.
Текстиль. Как уже было сказано, стоит отдавать предпочтение покрывалам и чехлам для подушек, выполненным в лоскутной технике. Текстильных изделий может быть довольно много: салфетки на тумбах и маленьких столиках, скатерти, шторки и т.п. Все это может быть украшено вышивкой и простым кружевом.
Кстати, вышивкой интерьер избы не испортишь – женщины на Руси всегда любили заниматься этим рукоделием. Вышитые панно на стенах, шторы, украшенные шитьем, вышитые мешочки с травами и специями, подвешенные на кухонную балку, – все это будет к месту. Основные цвета текстиля в стиле русской избы – белый, желтый и красный.
освещение. Для интерьера в стиле русской избы выбирайте светильники в форме свечей и лампад. Также уместны будут светильники с простыми абажурами. Хотя абажуры и бра больше подойдут для дома, интерьер которого стилизован под русскую усадьбу.
Кухня. Без бытовой техники в современной избе невозможно обойтись, однако техничный дизайн может испортить целостность картины. Благо существует встроенная техника, которая помогает по хозяйству, но не нарушает гармонии русского стиля.
Для кухни подойдет массивная мебель: кухонный стол с выдвижными полками и шкафчиками, буфеты открытые и закрытые, разнообразные подвесные полочки. Мебель, конечно, должна быть не полированной и не крашеной. Совсем некстати будут кухонные конструкции с фасадами, отделанными глянцевой эмалью, пвх пленкой, стеклянными вставками, алюминиевыми рамками и т.п.
Вообще, в интерьере в стиле русской избы должно быть как можно меньше стекла и металла, а пластик и вовсе будет неуместен. Выбирайте мебель с простыми деревянными фасадами – они могут быть украшены росписью в русском народном стиле или резьбой.
В качестве декора для кухни используйте самовар, плетеные корзины и короба, луковые косы, бочонки, глиняную посуду, деревянные изделия русских народных промыслов, вышитые салфетки.
Декор для интерьера в стиле русской избы. Декоративный текстиль изо льна с вышивкой, много деревянных предметов. Прекрасно впишутся деревянное колесо, прялка и рыболовные сети, если дом стоит неподалеку от реки, озера или моря. На пол можно постелить вязаные круглые коврики и дорожки-самотканки.