2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Испано мавританские сады

Культпривет

История. Религия. Искусство.

Мавританские сады Испании

Уникальный памятник садово-паркового искусства оставили после себя арабы (в Европе их называли маврами), которые почти семь столетий (VIII-XIII) господствовали на Пиренейском полуострове. Позаимствовав опыт создания ирригационных сооружений в древних Египта и Рима, арабы умело использовали снеготаяния на горных вершинах и создали мощную гидротехническое систему.

Когда-то безводный и пустынный край пришлые народы превратили в богатый и цветущий уголок земли. Напомним, что основанная ими Кордова стала цивилизованным городом тогдашней Европы, а Толедо — центром образования. К сожалению, после изгнания мавров испанские религиозные фанатики разрушили все постройки и сады, сделав снова свой край безводным и пустынным.

Даже скупые материалы, дошедшие до наших дней, дают основание утверждать, что в истории садово-паркового искусства мрачного средневековья наблюдался чрезвычайно светлый промежуток, который можно назвать испано-мавританским стилем.
В основу садово-парковых комплексов резиденций халифов в Гренаде — Альгамбра (и Генералифе (XIII в.) — Положен небольшой дворик (200х1200 м) атриумная-перистильного типа (патио), который представлял собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом.

В Альгамбра (площадь 650х200 м) помещения группировались вокруг Двора мирт (площадь 47х33 м) и Двора левов (28-19 м). Двор мирт был окружен стенами домов с легкой аркадой, украшенной богатым орнаментом. В центре, вдоль всей оси двора, протянулся прямоугольный бассейн, обсаженный аккуратно подстриженным миртом. Главным зрительным эффектом было отражение аркады башни в воде бассейна.

Альгамбра, двор львов

Двор львов также был окружен стенами и аркадой, его почти квадратная территория пересечена двумя взаимно перпендикулярными каналами. В центре, в месте пересечения каналов, устроен фонтан из двух алебастровых ваз, которые держат на себе 12 черных мраморных львов.

Во Дворе королевы, украшенном фонтаном, по углам стоят четыре кипариса. Самое интересное, что и бассейн, и кипарисы вписаны в чрезвычайно сложный орнамент покрытие двора.

Ансамбль Генералифе (в переводе означает «архитектурный сад») — летняя резиденция халифов, расположенный выше на 100 м от комплекса Альгамбры и представляет собой ряд изолированных садов-патио на террасах. Особенно выделяется двор с каналом длиной 40 м, украшенный двумя рядами фонтанов, тонкие струи которых образуют арочную ажурную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

Основным мотивом садов является вода, которая должна усилить пустынность местного климата и раскрыть художественное богатство созданных с участием воды — стоячей, текучей и струящейся из-под земли — архитектурных композиций. Растительность играет в этих композициях подчиненную роль, но в каждом конкретном случае демонстрируется индивидуальное достоинство каждого растения. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживаются свободно. Стрижка как архитектурный элемент используется редко.

Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигался путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи внешних и внутренних элементов композиции широко используется и сейчас в ландшафтной архитектуре.

Поскольку жаркий климат не давал возможности использовать газон, большая часть территории была вымощенная, образуя из разноцветного камня самые прихотливые узоры. Широко в отделке подпорных стен и рядов используется майолика. Доминирующие цвета — голубой, желтый, зеленый.

Основными чертами испано-мавританского сада были:

простота планирования и индивидуальность решения;
регулярную планировку, обусловлено геометрическим планом патио;
композиционный центр, роль которого часто выполняет бассейн;
вход в сад часто располагался не по центру, а сбоку, что нарушает симметрию, зато обогащает общую картину сада.

Испано мавританские сады

Декоративное садоводство и цветоводство

Важную роль в развитии мирового ландшафтного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Палестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.

Социальные условия. Мусульманское искусство Востока отличается величественной монументальностью, схематизмом и абстрактностью.

В ранний период развития исламского зодчества помещения мечетей, духовных учебных заведений и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими

до наших дней, являются сады в Испании.

Арабы применили опыт Египта, Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую систему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Испанию в цветущий край.

В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавритан-ский (патио).

Он напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Патио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение помещений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративными элементами являлись бассейны, каналы, миниатюрные фонтанчики. Уделялось большое внимание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организовано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зеленый, желтый, как бы смягчающие зной.

Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставляло прибегать к ирригации. Частые суховеи, песок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен.

Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым породам (самшит, мирт), которые образовывали стриженые изгороди или бордюры. Выращивали туи, лавры, олеандры, миндаль, апельсиновые и мандариновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили хорошим фоном для лимонных деревьев и жасмина.

Цветы не играли решающей роли в озеленении. В основном их ценили за ароматичность. Особенно популярны были роза и жасмин. Широко применялись глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы.

Вода и ее значение. Рай отождествляется с идеальным садом и изобилием в нем воды. Она обычно достигала кромки водоема и даже переливалась через нее. Правильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала стабильность.

Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.

Фонтаны изначально использовались в качестве фильтров – для очищения воды от личинок насекомых, но далее, когда оценили изменчивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха».

Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:

Специфические черты садов этого времени заключаются в:

композиционной взаимосвязи архитектуры здания и садов;

отсутствии общего осевого построения.

Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внутри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали одинаковыми растениями.

Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства по странам: Италия, Франция, Германия, Голландия, Китай, Япония. Особенности садово-парковых композиций этих стран

На смену мрачному и суровому Средневековью пришла эпоха Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение связано с возвращением к античным образам, развитием производительных сил и производственных отношений, стремлением человека освободиться от подавляющего гнета церкви, созданием новых великолепных городских ансамблей, общественных сооружений, возведением дворцов и храмов.

Эпоха Ренессанса существовала недолго, лишь 200 лет, и включает три периода: 1) раннее Возрождение (14–15 вв.); 2) высокое Возрождение (вторая половина 15 в.); 3) позднее Возрождение (16 в.). Каждый период характеризуется своими чертами.

Природные условия Италии. Климат мягкий средиземноморский с обилием воды, с преобладанием горных потоков, живописных рельефов.

Растительность. В аллеях росли платаны и дубы, в качестве акцентов использовались кипарисы. Использовались листопадные породы: тополь, каштан, ильм, маслины. Для создания зеленых стен применялась флора, сохраняющая форму после стрижки: самшит, мирт, лавр, тис, туя западная.

В декоративных кадках выращивали цитрусовые. Для пергол применяли вьющиеся розы, плющи, виноград.

Цветочный декор был сдержанным, и в то же время в ассортименте встречаются многочисленные виды луковичных, ирисы, лилии, гвоздики, фиалки, розы и др. Партеры оформлялись цветниками и арабесками из стриженого буксуса, украшались скульптурами и фонтанами. На партерах устраивались перголы, трельяжи и беседки.

Строительный материал – мрамор, туф, травертин.

В проектировании и строительстве ряда садов участвовали видные зодчие страны: Палладио, Виньолу, Джакомо делла Порта, Браманте, Альберти, Брунеллески, Микеланджело, Леонардо да Винчи, художник Рафаэль. Они изобрели много новых художественных приемов.

Например, амфитеатр – высокая стена, замыкающая часть сада. Она богато оформлялась нишами со скульптурой, стенными фонтанами, с венчающей балюстрадой и пластическим декором. В плане это полукружие. Вогнутое полукружие углубляет перспективу, а также разнообразит игру светотеней.

Архитектурно-планировочное решение итальянских садов — регулярное, террасированное и расположенное на склоне холма. Подпорные стены, лестницы, боскеты, фонтаны, расположены вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяются в строгой последовательности. Они рассчитаны на создание разнообразных эффектов.

Основным типом сада в Италии эпохи Ренессанса является сад при вилле (рисунок 5), планировка которого формировалась следующим образом:

сад размещался на террасированном склоне. Дом был планировочным акцентом, на него (акцент) ориентирована главная композиционная ось;

осевое построение – главная особенность сада. Продольная ось проходила поперек террас. Поперечные оси направлены перпендикулярно ей. Основными композиционными узлами являются: дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения. Эти объекты могли находиться на пересечении осей или завершать их;

насаждения в боскетах занимали основную часть сада;

рельеф служил основополагающим в организации партеров. Они размещались по главной оси, либо перед домом, либо у подножия склона. Римский сад-ксист нашел отражение в итальянских партерах и явился продолжением дома;

амфитеатр или свободно растущие группы деревьев замыкали плоскую часть сада;

появился новый элемент – изолированный участок или небольшой сад для отдыха, получивший название «секретный сад»,

Рисунок 5 – Перспектива садов д’Эсте с птичьего полета (фото с гравюры)

целостное решение каждого композиционного узла;

использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада;

сдержанная монументальность, последовательность и уравновешенность сада;

органичная и богатая обработка рельефа, воды, малых архитектурных форм;

учет световых и цветовых эффектов;

продуманность пропорций (например, соотношений малых архитектурных форм и их фона, ширины аллей и высоты деревьев и т. п.).

В целом, облик сада – «театрализованная декорация». С открытием прямой перспективы стали организовываться сады таким образом: ближе к зрителю «актеры» окружали архитектурные объекты и множество скульптур, а на заднем плане – вид прекрасной местности, куда невозможно попасть, но можно созерцать ее.

В композиции итальянских садов эпохи барокко, утвердившейся в 80-е годы 16 в. и ставшей искусством разбогатевшей буржуазии, появляется новый элемент – лучевые, или радиальные, аллеи, тогда как в виллах эпохи Возрождения принимались только квадратные членения территории.

Основные принципы построения композиции регулярного сада барокко:

нарочитая усложненность архитектурно-пространственных решений;

декоративно-стилизаторская деформация проемов и форм;

свобода в формообразовании;

развитие композиции в глубину;

использование контрастов светотени, стриженой зелени и рядовых посадок кипарисов для создания зеленых театров и размещения скульптур;

украшение партера сложными узорами и арабесками;

применение приемов живописного оформления фонтанов и каскадов, добиваясь своеобразного синтеза различных видов искусства;

создание нового типа сада по функции и по композиционно-планировочным параметрам – ботанический сад.

Мавританский сад

Мавританский стиль в ландшафтном дизайне

Мавританские сады ведут свое происхождение от облагороженных оазисов – главной радости человека, живущего в пустыне. Именно это и предопределило главные особенности мавританского стиля в ландшафтном дизайне – обилие зелени, пышных экзотических цветов, ярких красок, а также воды, то есть всего того, чего так не хватает кочевнику в песчаной пустыне.

А с другой стороны, мавританские сады – прямые наследники знаменитых садов древности, среди которых было даже одно из семи античных чудес света – Висячие сады Семирамиды.

Для восточных садов пустынного пояса всегда было характерно стремление к максимальной пышности на фоне необходимости экономить воду. Поэтому водоемы мавританских садов – пруды, фонтаны, каналы – обычно невелики по размеру, но устроены таким образом, чтобы вода все время была в поле зрения.

Центром мавританского сада чаще всего является фонтан или пруд, от которого расходятся по сторонам света четыре канала – как четыре реки, которые вытекают из райского сада. И сам мавританский сад в своей классической форме как бы повторяет в миниатюре образ мусульманского рая.

Каналы, как правило, делят сад на четыре равных квадрата, а если сад велик, то каждый квадрат может быть поделен еще на четыре меньшими каналами – с тем, чтобы вода все время мелькала в просветах пышной растительности.

В плане мавританские сады отличает геометрическая правильность, но в отличие от садов регулярного стиля, здесь выверенный геометрический план, подражающий восточному орнаменту, сочетается с естественным буйством растительности, разнообразие которой просто поражает. Мавританский сад о – это множество оттенков зеленого в листве и стеблях растений и бесконечное многообразие цветов, опьяняющих любого, кто пришел в этот сад, не только своими красками, но и своим дивным ароматом.

Растения в мавританском саду без крайней необходимости не стригут и не обрезают, они растут свободно, и если им достаточно воды, то заполняют собой все пространство между каналами, водоемами и дорожками.

Непревзойденного расцвета мусульманские сады достигли в Испании, и когда христиане отбили у мусульман Гранаду и впервые попали в дворцовые сады Альгамбры, они при виде открывшейся красоты сочли, что она – плод колдовства и чародейства.

Современный мавританский стиль в европейском ландшафтном дизайне следует именно испанским канонам. Существуют и другие вариации мавританского стиля, но они распространены главным образом на Востоке, а в Европе менее популярны.

Испанские сады мавританского стиля были, как правило, невелики по размеру и чаще всего занимали внутренние дворики зданий. И сегодня подобные сады можно без труда разбить в современном патио или на участке скромных размеров.

С другой стороны, на большом участке тоже можно разбить мавританский сад, причем в наших широтах он не будет иметь недостатка в воде. Правда, далеко не все растения, типичные для восточных или испанских садов, могут произрастать в открытом грунте в России. Однако всегда можно подобрать другие растения, которые растут в нашем климате отлично и при этом способны создать нужный эффект.

Традиции и приемы испано-мавританского сада

В облике садов ислама, в их масштабах существует значительное разнообразие. Знаменитые сады Альгамбры, построенные между 1350 и 1500 гг., были очень небольшими по размеру. Сады, окружающие дворец, представляют собой регулярные композиции. Подобно другим средневековым садам Европы, они находились во внутренних дворах замка. Их отличает арабская структура орнамента, характерная мусульманская система водных элементов, особенно в так называемом Львином дворе, получившем свое название от фонтана с фигурами львов и Миртовый двор, получившем свое название от преобладающих стриженных миртовых деревьев в саду.

Во дворце можно выделить три части, соединенные друг с другом проходами. Каждая из частей имеет дворик (патио) с садом и фонтанами.

Золотые залы, богато орнаментированные и предназначенные для судебной администрации и приема публики.

Вторая часть дворца — группа Посольских залов — лежит на оси Миртового двора, обрамлен камнем и подстриженной зеленью кустарников, в его торцах расположены два фонтана. Небольшую часть, площади сада, занимает водоем. Особенность этого двора и других дворов Альгамбры в строго геометрическом рисунке плана, в широком применении декоративных водоемов и фонтанов, а также в использовании горшечных культур в растительном убранстве.

Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада. Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода — основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли. Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра.

Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко. Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением. В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение — один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета — голубой, желтый, зеленый.

Таким образом, сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям.

Характерные черты арабского садово-паркового искусства: 1. Геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активными включениями различных видов оград в общую композицию. 2. Патио как новый тип сада. 3. Ассимиляция культуры паркостроения завоеванных народов. 4. Ограниченное применение декоративных устройств. 5. Использование рельефа (террасы) в качестве основных элементов ландшафта. 6. Применение воды в виде фонтанов и каскадов. 7. Учет индивидуальных свойств растений.

В XVIII и XIX веках Альгамбра пришла в упадок. В ее зданиях были размещены дешевые кабаки, там находили себе приют воры и нищие. С 1808 по 1812 год в Альгамбре квартировали солдаты Наполеона, превратившие дворец в конюшни и казармы. Уходя, они взорвали часть башен. Когда Альгамбра получила статус национального памятника, началось ее возрождение.

Сады Гранады описал итальянский путешественник Андреа Наваджеро. Он восхищался дворами, фонтанами, миртами, апельсиновыми деревьями. И здесь, действительно, есть чему удивляться. Так, например, вода в садах появляется часто неожиданно, благодаря совершенной системе водоснабжения. В садах Хенералифе великолепно сочетаются геометрические формы подстриженных деревьев и кустов, зеркальная поверхность узких каналов и яркие, причудливые по форме цветы.

Под влиянием архитектуры Альгамбры был решен позднее (в XIV в. второй знаменитый ансамбль Испании — Альказар в Севилье.

По-иному выглядят сады Средней Азии, знакомые по множеству блестящих миниатюр и по существующим садам, неуклонно сохраняющим традиционный облик.

Особой формой открытых пространств мусульманского Востока были дворы мечетей, достигавшие значительных размеров. Дворы мостили каменными плитами, в центре дворов находились павильоны, бассейны для омовения или даже гигантский каменный пюпитр для Корана (в Самарканде).

Монастырские парадизы. Средневековье вошло в историю как период строительства монастырей, замков, крепостей с неизменными высокими башнями, рвами, заполненными водой. При монастырях вошло в правило устраивать свои сады-парадизы.

Термин «парадизы» был заимствован от названия охотничьих садов-угодий древних персов. Однако монастырские сады-парадизы — прообразы райского сада на земле — были небольших размеров. Они помещались в правильной формы прямоугольном дворике-клуатре, обрамленном галереями и окруженном монастырскими зданиями. В центре располагался фонтан или апельсиновое дерево. В таких садах, как писал св. Августин, он собирал братьев для философских бесед, как некогда это делали Платон, Аристотель, Феофраст в садах Греции.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector