1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каркас для фундамента

Изготовление арматурного каркаса для ленточного фундамента

Практически в любом случае монолитное бетонное основание для дома необходимо усиливать посредством армирования: сам по себе бетон является жестким и непластичным материалом, который не будет устойчив к пучению грунта или физическим воздействиям без дополнительного укрепления. Добавление арматуры позволяет увеличить устойчивость не только к пучению, но и к нагрузкам в результате усадки здания, которая может привести к трещинам на основании, если железной основы в конструкции не будет. Арматурный каркас для ленточного фундамента изготовить достаточно просто, и ряд приведенных рекомендаций поможет сделать это самостоятельно.

Что необходимо для создания железного «скелета»?

Для того, чтобы создать арматурный каркас ленточного фундамента, понадобятся следующие материалы:

  • Прутья диаметром 10-15 мм.
  • Прутья диаметром 5-10 мм.
  • Проволока для скрепления между собой.

Важно! Специалисты не рекомендуют сваривать прутья, поскольку сварка рискует нарушить конструкцию самого каркаса, к тому же при нагрузках на разрыв, которые возникают в процессе усадки, она не слишком надежна.

Расчет материалов

Количество арматуры зависит от ряда факторов. К ним относятся и конструктивные особенности будущего дома, и степень заглубленности фундамента, и диаметр самих прутьев. Важно помнить, что осей толстых прутьев всего четыре: они создают прямоугольную форму по периметру основания, а что касается более тонкой арматуры, то она необходима для поддержания толстых прутьев, и расстояние от одного прута до другого должно составлять от 0,5 до 0,8 метра. Готовый армокаркас для ленточного фундамента должен находиться примерно посередине бетонного основания, но до верхней части бетона расстояние желательно соблюдать от 5 до 7 см: чем ближе арматура будет к наружной части, тем крепче будет готовая лента, а риск появления трещин будет меньше.

Как сделать арматурный каркас для ленточного фундамента: алгоритм работы

Укладка арматуры происходит после создания опалубки для ленты. Внизу желательно выложить дно кирпичами или блоком: они будут служить опорой под два нижних ребра каркаса. По бокам арматура должна находиться на расстоянии в 5-6 см, чтобы прутья полностью находились в бетоне. После этого через одинаковые промежутки ко дну крепятся прутья для поддерживания: они более тонкие. Затем туда укладываются два ребра толстых прутьев и привязываются к опорам, после этого настает черед верхних ребер. Получившийся каркас арматуры для ленточного фундамента должен представлять собой железную сетку, которая расположена в большей части объема опалубки. При заливке бетона концы арматуры, которая была взята для поддерживания ребер, не должны торчать с поверхности.

Цена арматурных каркасов для ленточного фундамента

Стоимость армирования основания-ленты может варьироваться в зависимости от количества материала, характеристик арматуры, а также того, самостоятельно делается каркас или силами строительной бригады, работа которой стоит дополнительных денег. Если брать в расчет цену только материалов, то в среднем можно уложиться в 30-40 тысяч: примерно столько будет стоить тонна арматуры. В зависимости от количества можно рассчитывать и на меньшую сумму. Обращение к подрядчику обойдется существенно дороже: в среднем арматурная сетка стоит от 2 тысяч рублей за кубометр. Из этого можно сделать вывод, что дешевле будет сделать своими руками арматурный каркас для ленточного фундамента: фото, видео и подробные инструкции помогут в этом даже человеку без особого опыта в строительстве.

Выводы

Армирование бетонного основания – необходимый процесс для создания крепкого и устойчивого к растрескиванию фундамента. Сам процесс достаточно трудоемкий, но не такой уж сложный, и если понять, как делать армокаркас для ленточного фундамента, то можно обойтись своими силами и существенно сэкономить на этом.

Видео про армирование ленточного фундамента:

Арматурный каркас ленточного фундамента своими руками

Сделать арматурный каркас для ленточного фундамента не сложно. Стоит изучить основные требования, предъявляемые к арматуре, которая будет использоваться и технологию как армировать ленточный фундамент. При соблюдении всех условий готовый каркас будет отличаться прочностью и долговечностью.

Ленточный фундамент

Ленточный фундамент имеет массу преимуществ по сравнению с другими основаниями. Он подходит для строительства основы и многоэтажных, и одноуровневых зданий на любом типе грунта. Именно поэтому он так часто используется в индивидуальном строительстве. Зная основные принципы работы, и точно следуя им, при правильно выполненных расчетах можно легко возвести фундамент своими руками.

При эксплуатации постройки часто появляется осадка. Почва под подошвой основания становится плотнее. И чем больше давление на фундамент, тем быстрее происходит этот процесс. Если расчеты выполнены правильно и нагрузка равномерно распределяется на грунт, то на ленточном основании не появляются трещины и сколы по бокам. Но на самом деле, часто случается обратное.

Неопытный строитель может столкнуться в этом случае с проблемой, как правильно армировать ленточный фундамент. Ведь от этого зависит, как долго будет эксплуатироваться постройка. Поэтому стоит подробнее остановиться на выборе материала и самой технологической последовательности.

Выбор арматуры

От выбора арматуры зависит прочность каркаса.

Существует два основных вида:

  • cтальная (металлическая);
  • композитная (стеклопластиковая)

Последняя разновидность возникла в 50-х годах прошлого столетия, но не нашла широкого распространения в индивидуальном строительстве, несмотря на то, что она имеет ряд преимуществ по сравнению с металлической.

Стальная арматура, в свою очередь, может быть:

Для выполнения армирующих работ на ленточном фундаменте используется стержневая арматура периодического профиля, как рабочая (другое название — продольная) и гладкая (поперечная) в качестве вспомогательной.

Продольная арматура должна обеспечивать хорошее крепление к бетону. Поэтому чаще всего выбирают периодические рифленые профили. Она отличается и по классам прочности. В советские времена в соответствии с ГОСТ, в частном строительстве чаще всего применялся класс A-3 , что, как указывается в современной строительной литературе, соответствует маркировке- A400.

Для монтажа деталей каркасов в поперечном направлении используются стальные стержни класса A-1, или ее современный аналог- A240. Но большой разницы между ними нет.

Особенности арматуры

Так как в силу многих причин точно рассчитать основание достаточно трудно, специалистами были разработаны рекомендации к армировке ленты фундамента.

Они таковы:

  • диаметр продольных прутов должен быть не менее 12 мм;
  • число рабочих прутов в каркасе должно быть не меньше четырех (может быть шесть);
  • шаг поперечной армировки составляет от 200 до 600 мм. Сечение стальных прутов-6-8мм;
  • ленточный фундамент минимально должен быть толщиной 300 мм.

Т-образные пересечения и места, которые могут подвергаться деформации, необходимо усилить с помощью закладных изделий (например, арматурными вутами или лапками). Они должны соответствовать размерам рабочих прутов по диаметру.

Схема армирования фундамента

Перед началом работ необходимо тщательно продумать схему арматурного каркаса для ленточного фундамента и составить чертеж. Например, если дом будет состоять из одного этажа с мансардой размерами 10×6, она будет выглядеть следующим образом.

В качестве рабочих прутов берется шесть металлических стержней класса A3 диаметром 12мм, а поперечное армирование будет выполнено с помощью хомутов из стержней класса A1 диаметром 8 мм. Хомуты устанавливаются с шагом в углах и Т-образных пересечениях 200 мм, в остальных-600 мм.

Уязвимые места усиливаются с помощью угловых и диагональных вутов прутами класса A3 диаметром 12 мм. В местах примыкания вут к рабочим стержням устанавливается нахлест 50 диаметров (50х12мм=600 мм).

Стыковку по длине продольных прутов в этом случае планируется выполнить нахлёстом по длине похожей протяженности (600 мм). Такие места стоит укрепить хомутами с меньшим шагом (200 мм). Пруты арматуры планируется взять длиной 11,7 м. Чем меньше соединений, тем лучше, поэтому лучше брать пруты из стали максимальной длины.

Армировать углы и Т-образные пересечения можно и с помощью, так называемых лапок, которые, по сути, являются Г-образными загибами рабочих прутов на диаметр 50.

Часто в течение периода эксплуатации сталь может подвергаться коррозии, поэтому при армировке фундамента лучше провести дополнительные работы с целью обеспечить защитный слой арматуры.

Для ленточного фундамента величина этого слоя равняется приблизительно 40 мм у боковых и верхних граней. Если подошва выполнена из бетона В2-5, толщина которого составляет 100 мм, защитный слой должен быть минимально 40 мм, но можно увеличить до 70 мм.

Соединительный хомут устанавливаются с шагом, который равняется 3/8 высоты ленточного основания, что составляет минимально 25 см. Согласно СНиП, шаг между рабочими стержнями арматуры в ленточном фундаменте должен быть не менее 25 см и не более 40 см. Поперечная арматура устанавливается с шагом, который равняется1/2 высоты рабочего сечения, но не больше 0,3 м.

Как сделать арматурный каркас для ленточного фундамента

Каркас основания напоминает обычный квадрат или прямоугольник.

Принцип армировки следующий:

  • на дно траншеи выкладывают кирпичные ряды, высота которых составляет не менее 5 см. Это делается для того, чтобы образовался зазор между каркасом и нижней частью основания;
  • по образцу нарезают стержни необходимой длины для вертикально армирования;
  • на ряды кирпичей продольно выкладывают металлические стержни. Лучше, если они будут максимальной длины;
  • рабочие пруты при помощи проволоки соединяют перемычками на расстоянии 30 см друг от друга. Они должны быть длиной на 10 см меньше толщины основания (отступая по 5 см с каждых сторон);
  • в каждую ячейку по углам устанавливают вертикально пруты. Их длина должна быть меньше высоты основания на 10 см;
  • вертикальные пруты соединяют с продольными стержнями, и фиксируют с помощью перемычек.

Особенное внимание стоит уделить армированию углов, т.к. на эти места приходятся больше всего нагрузок.

В армирования углов необходимо соблюдать следующие правила:

  • стержни на углах гнутся так, чтобы их концы заглублялись в стену основания с минимально с перепуском в 40 см (для прутов, диаметр которых составляет 10 мм);
  • места, где они перекрывают друг друга, необходимо укрепить с помощью вертикальных и поперечных стержней;
  • если длина прутка недостаточна, чтобы ее загнуть на стену, то необходимо укреплять такие места Г-образными прутами;
  • хомуты на углах соединяются с шагом в 2 раза меньше.

При соблюдении этих требований, углы дольше сохранятся в первоначальном виде.

Вязка арматурного каркаса

Для обвязки арматуры используют вязальную проволоку диаметром 0,8-1,2 мм, которая нарезается на куски по 10-20 см. Минимально число соединений должно составлять половину количества пересечений.

Вязать арматуру можно несколькими способами:

  • с помощью плоскогубцев. Для этого проволоку складывают вдвое, закручивают и фиксируют концы плоскогубцами с тупыми зубцами;
  • можно воспользоваться крюком и шуруповертом cо специальной насадкой. Для этого отрезки проволоки складывают пополам, петлей цепляют за крюк. Концы обматывают в местах пересечения арматуры, а потом закладывают снова в крюк. Затем, проворачивая крюк, вращают. Можно применять для этих целей шуруповерт;
  • при помощи скрепок, фиксаторов, скоб и т.п.;
  • пистолетом для вязки.

Последний метод считается самым быстрым и эффективным. Для этого насадку пистолета ставят на место пересечения арматуры, и инструментом довершают вязку.

Армировка фундамента считается выполнена правильной, если соблюдены следующие строительные правила:

  • выполнено армирование основания верхней и нижней поверхности;
  • продольные ярусы каркаса изготавливаются из горизонтально расположенных прутов, соединенных с помощью поперечных и вертикальных стержней;
  • рабочая арматура представляет собой стержни класса А3, диаметр которых составляет 10-16 мм, а хомуты для соединения изготовлены из арматуры класса Вр-1 диаметром 4-5 мм;
  • каркас устанавливается внутри основания на расстоянии не меньше 5 см от его поверхности;
  • продольные прутья установлены с шагом от 25 до 40 см, а соединительные хомута – 30 см;
  • углы основания арматуры уложены с образованием перекрытия на 40 см;
  • диаметр проволоки для вязки составляет 0,8-1,2 мм;
  • минимально количество вязок равняется половине числа пересечений в каркасе.

При соблюдении этих условий каркас получится достаточно прочным и устойчивым. Специалисты рекомендуют для вязки использовать специально предназначенные для этого инструменты. Это значительно сократит время на вязку. Если не хватает опыта в этой сфере, лучше обратиться к специалистам.

Подробнее о том, как сделать арматурный каркас для ленточного фундамента своими руками можно посмотреть видео:

Книги по теме:

Арматурщик — Галина Куприянова — 621 руб.- ссылка на обзор книги
Современные работы по закладке фундамента. Виды работ, материалы, технологии — Валентина Назарова — 29 руб.- ссылка на обзор книги
Справочник технолога-строителя — Геннадий Бадьин — 239 руб.- ссылка на обзор книги

Зачем нужен арматурный каркас для фундамента

Армированный каркас фундамента это металлическая конструкция, предназначенная для придания монолитному фундаменту дополнительных прочностных характеристик. Система скреплённых между собой арматурных стержней и сеток воспринимает в составе монолитной бетонной смеси нагрузки на растяжение. Схватившийся бетон способен выдерживать значительные нагрузки на сжатие.

В результате соединения свойств арматурного каркаса и бетона, получившаяся железобетонная конструкция устойчива к сжатию, растяжению, изгибу и излому.

Нормативные документы

Применение арматурных каркасов для монолитных фундаментов ответственных сооружений регламентируется СНиП 2.03.01-84 с описанием требований, допусков и расчётов.

ГОСТ 10884-94 нормирует условия эксплуатации арматурных стержней и требования к ним.

Сортамент арматуры определяет все характеристики, необходимые для инженерных расчётов конструкций каркасов.

Арматура оптимального разряда

ГОСТ 5781 определяет сортамент марок и диаметров арматурной стали для изготовления армокаркасов в малоэтажном неответственном строительстве, называемый оптимальным разрядом.

В него входят классы А1(240), А2(300), А3(400), диаметр от 6 до 18 мм, профили гладкий, винтовой и «ёлочка».

Расчёт армирования

Пространственный арматурный каркас фундаментов малоэтажных индивидуальных жилых домов и других построек с незначительными требованиями, как правило, не требует сложных инженерных расчётов. Для такого строительства вполне достаточно адаптированного расчёта, исходящего из усреднённых нормативов.

Для ленточного фундамента с учётом места привязки, приложенной нагрузки и наличия усилений используется арматурные стержни класса А3 диаметром 14-18 мм с шагом сетчатой ячейки от 100 до 160 мм при диаметре проволоки 6-8 мм.

Общий принцип адаптированного расчёта определяет размер шага ячейки как десятикратный диаметр используемого арматурного стержня.

Раскладка арматурного каркаса

В качестве практического примера по устройству арматурного каркаса, с расчётами по раскладке и потребности в материалах, можно использовать возведение фундамента под одноэтажный дом размером 9 Х 9 м. Предположительная глубина фундамента 40 см, ширина 40 см.

Монтаж каркаса производится после установки опалубки, но без её окончательной фиксации. Каркас исполняется в виде сплошного армопояса в две нитки по периметру фундамента.

  1. На выровненное и утрамбованное песчаное основание по периметру дома разносится и укладывается арматура А3 диаметром 14 мм в две параллельные нитки.
  2. Арматура должна отступать от опалубки на 6 см с обеих сторон.
  3. По всей длине под арматурные стержни укладываются куски кирпича так, чтобы стержни возвышались над дном траншеи на 5-6 см.
  4. Из арматуры диаметром 10 мм нарезаются поперечные стержни длиной 30 см с расчётом их укладки через каждые 15 см.
  5. Вертикальные стержни нарезаются длиной 45 см с учётом их заглубления в землю на 5-10 см.
  6. В землю устанавливаются вертикальные стержни по 4 шт. в каждом углу.
  7. Вертикальные стойки фиксируются вязальной проволокой с нижними горизонтальными продольными стержнями и между собой.
  8. Далее продольные стерни соединяются между собой поперечными отрезками с фиксацией вязальной проволокой.
  9. На каждом поперечном соединении устанавливаются вертикальные соединительные стержни с аналогичным соединением проволокой.
  10. На высоте 30 см от нижнего ряда монтируются продольные, а затем и поперечные стержни верхнего ряда.
  11. Угловые соединения перевязываются внахлёст, конструкция каркаса должна составлять единое целое.
  12. Заключительным этапом окончательно устанавливаются и укрепляются щиты опалубки.

Гнутая арматура для углов

В углах фундамента целесообразно использование горизонтальных стержней, изогнутых под прямым углом. Но в домашних условиях согнуть стержень толщиной 14 мм и выше невозможно.

Некоторые застройщики изгибают арматуру с помощью нагрева, но это категорически недопустимо из-за потери прочности металла. Профессионалы используют специальные гибочные станки, но для индивидуального застройщика они излишне дороги.

Расход металла

Нижний горизонтальный ряд стержней в две нитки 9 Х 2 Х 4 = 72 п.м. Верхний аналогичный ряд 72 п.м. Всего арматуры диаметром 14 мм х 144 п.м.

Нижние и верхние поперечные отрезки арматуры: 6о шт. Х 2 Х 4 Х 0,3 м = 144 п.м.

Вертикальные стержни: 120 шт. Х 4 Х 0,45 м = 216 п.м

Всего арматуры диаметром 10 мм х 360 п.м

Две причины неприменения сварки

  1. Сварка соединений не производится из-за нагревания высокоуглеродистой стали и потери при нагреве до половины прочности. Кроме того, сварные соединения подвергаются большей коррозии.
  2. Сварка является жёсткой фиксацией, а приваренный участок арматурного стержня работает несовместно с остальной его частью. Возникают обособленные ненормальные напряжения и перераспределения нагрузок. Иными словами, каркас не работает и становится ненужным.

Фиксация проволокой

Для скрепления стержней в местах пересечения используется вязальная проволока от 0,5 до 2, 5 мм толщиной.

Вязка проволоки довольно трудоёмкий и длительный процесс, поэтому арматурщики придумали массу приспособлений для ускорения и облегчения своего труда. Чаще всего крючок для вязания изготавливается из проволоки диаметром до 12 мм. Самый простой крючок делают из сварочного электрода.

Сборка вне опалубки

Собрать каркас вполне возможно рядом с опалубкой. Сложность заключается в необходимости постоянного контроля за размерами каркаса, непосредственно в опалубке промеры почти не нужны.

Вторая проблема заключается в трудности последующей установки каркаса в опалубку, она тяжёлая и неудобная для переноски.

Каркас для столбчатых и плитных фундаментов

Для фундамента в виде плоской плиты сборка каркаса намного проще, так как исполняется в горизонтальной плоскости. Сам сборочный процесс аналогичен ленточному фундаменту.

Каркас для столбов фундамента выполняется вне его места установки. Для изготовления возможно применение различных приспособлений и специального инструмента.

Для небольших строений возможно вместо объёмных каркасов в фундаменте использование для упрочения здания армированных поверхностных поясов.

Армопояс

Технология армопояса аналогична изготовлению объёмного каркаса.

Но пояс монтируется по верхней отметке монолитного или блочного фундамента, что значительно снижает трудозатраты.

Назначение армопояса аналогично монтажу каркаса придание дополнительной прочности основанию здания.

Ростверк

Ещё одно применение арматурного каркаса в изготовлении балок для укладки под стены по столбчатым либо свайным фундаментам.

Ростверк изготовляется в опалубке необходимых размеров, установленной по отметке верха винтовых или монолитных столбчатых оснований. По сути это изготовление железобетонных пролётов в домашних условиях с применением деревянной щитовой опалубки.

Подбор толщин и марок арматуры производится по аналогии с каркасом для фундамента. В изготовлении ростверка без армирования не обойтись, но в целом устройство прогонов по винтовым сваям или бетонным столбам значительно дешевле монолитного ленточного фундамента. Особенно это актуально в строительстве домов облегчённого типа.

Минусы армирования каркаса

В недалёком прошлом монументальные строения возводились без какого-либо армирования. Применение арматурных каркасов стало настолько распространённым, что без него не стали строить даже сараи. На самом деле армирование не всегда оправдано. Главная причина — высокая цена на профилированный металл и применение арматуры приводит к значительному удорожанию строительства. Это не всегда учитывают индивидуальные застройщики, стремясь увеличить количество металла и диаметр арматурных стержней.

Использование металлических кладочных сеток при возведении стен тоже является разновидностью армокаркаса, но только плоской формы. Абсолютно не нужен каркас в фундаменте для возведения домов из сэндвич-панелей или по финской технологии.

В целом можно сформулировать вывод: арматурный каркас для фундамента позволит застройщику возвести дом по любой технологии и с применением самых тяжёлых строительных материалов с дополнительными гарантиями прочности и надёжности строения.

Арматурный каркас для фундамента

Под арматурным каркасом подразумевается остов фундамента. Его изготовление осуществляется из стальных прутков. Их задача сводится к двум целям:

  • Не допускать деформацию фундамента.
  • Перенимать на себя растягивающую нагрузку.

В основу закладывается стальной прут, имеющий гладкую и ребристую структуру. Его укладка осуществляется в вертикальном и горизонтальном положении. Те прутья, которые располагаются вдоль почвы имеют ребристую фактуру. Эти ребра обеспечивают качественное сцепление с бетонном. Посредством этого исключается вероятность деформаций.

Этапы составления арматурного каркаса

Процесс формирования арматурного каркаса требует соблюдения определенной последовательности. Весь каркас формируется в следующих этапах:

  • В грунт внедряется стальная арматура в вертикальном положении. Структура прута должна быть гладкой. Диаметр до 8 мм и не меньше 6 мм.
  • Теперь формируется нижний пояс. Для этого используются прутья с ребристой поверхностью. Диаметр прута от 14 до 16 мм. Этот стержень укладывается вдоль всей траншеи.

  • Далее необходимо установить перпендикулярно стальные стержни. Для соединения используется специальная проволока для вязания арматуры или сварка. Так, стержни с ребристой поверхностью крепятся к продольному стержню вертикально посредством специальной проволоки для вязания.
  • В заключение остается сделать верхний пояс. Для него также используется арматура с ребристой поверхностью. Так, верхний пояс соединяется с установленной вертикальной арматурой посредством специальной мягкой проволоки для вязания.

Разновидности арматурных каркасов для разных типов фундамента

Арматурный остов подразделяется на несколько типов. Выбор того или иного напрямую зависит от разновидности заложенного фундамента. Благодаря этому достигается необходимая прочность основания:

  • Ленточный фундамент. В этом случае изготавливается арматурный пояс с двумя поясами. Между ними должны находится поперечные арматуры, выполняющие роль скрепления.

  • Плитный фундамент. Арматурный каркас дополнительно усиливается арматурной сеткой. Между собой все связывается вязальной проволокой.
  • Свайный фундамент. В этом случае, арматурный каркас изготавливается так, чтобы арматура была направлена в вертикальном положении.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector