2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Световая подсветка фасадов

Способы освещения фасадов зданий

Архитектурное освещение разрабатывают дизайнеры и реализуют инженеры. Цель художественной подсветки — создать игру света и передать красоту и уникальность проекта. Подсвечивать можно фасады зданий, памятники, рекламные и прочие сооружения. В дневное время фасадное освещение не нужно, а ночью оно помогает выделить объект на фоне остальных.

Общие задачи фасадного освещения

Благодаря художественным композициям из осветительных приборов улицы в темное время суток выглядят красиво, а передвигаться по ним безопасно.

На этапе проектирования коммерческих и жилых зданий продумывают расположение светильников, оттенки, яркость и направленность светового потока.

Критерии подбираются исходя из задач осветительного устройства. Помещения, в которых расположены офисы компаний, оформляют подсветкой, чтобы они привлекали внимание целевой аудитории и вписывались в окружение, не создавая дисгармонии.

Благодаря применению уличной подсветки здание выглядит привлекательнее, чем в неосвещенном состоянии. Это повышает ценность в глазах клиентов, потенциальных покупателей или арендаторов. Светодизайн востребован и в частном строительстве. Грамотное расположение и сочетание устройств выделяют ниши, колонны, арки, барельефы, уступы и другие формы.

Архитектурная подсветка по ГОСТам

Проект подсветки фасада составляется с учетом нормативов в области архитектуры и градостроительства.

До начала работы подрядчик выясняет у клиента нюансы:

  • задачи внешней подсветки;
  • количество осветительных приборов;
  • типы устройств и их сочетания;
  • бюджет.
  • ГОСТ Р 54350-2011 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний»;
  • ГОСТ Р 55392 «Приборы и комплексы осветительные»;
  • ГОСТ Р 55708-2013 «Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров»;
  • ГОСТ 17516.1-90 «Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам».

Согласно ГОСТам, разрешается использовать приборы, удовлетворяющие критериям:

  • наружный тип освещения;
  • наличие ККС (криволинейных сил света);
  • угол рассеивания — от 10 до 60°.

План монтажа приборов составляют с таким расчетом, чтобы свечение не ослепляло людей рядом со зданием и с противоположной стороны улицы. При этом нужно максимально точно реализовать задумку дизайнера.

Подходящие для разных элементов здания типы устройств:

  • в пространстве между окнами — отдельно стоящие светильники, торшеры;
  • для колонн — прожекторы, дающие узконаправленный свет;
  • на карнизах — приборы, распространяющие тонкие лучи в виде линий;
  • для статуй, скульптурных композиций — металлогалогенные устройства с коэффициентом цветопередачи (CRI) 80 и выше.

Архитектор разрабатывает проект, пользуясь современными программами. Когда документы подготовлены, их утверждают в контролирующих инстанциях, затем приступают к монтажу.

Типы фасадного освещения

Есть 6 типов подсветки фасадов. Какой выбрать, зависит от функций здания, предпочтений заказчика, существующих технических ограничений, бюджета и ландшафта. Приемы освещения допускается комбинировать.

Динамическое

Динамическая подсветка характеризуется изменчивостью цвета и яркости.

Управление устройствами осуществляется с помощью сложных систем.

Типы осветительных приборов:

  • точечные светильники;
  • светодиоды;
  • ленты;
  • прожекторы.

Контурное

В этом случае предполагается размещение световых элементов по контуру стен. Удобно использовать гибкие неоны, светодиоды в форме разных фигур.

Правильно подобранные устройства помогают выделить очертания дома, сделать акцент на углах, колоннах и других интересных элементах.

Локальное

Местный свет применяют, когда нужно визуально выделить часть фасада. Примеры: подсветка окон, дверей, карнизов, балконов, фундамента, цокольного этажа.

Проекты локального освещения применяют для визуального выделения фасадов из дерева, керамогранита и других материалов.

Панельная облицовка с яркой иллюминацией тоже выглядит эффектно. Главные преимущества местной подсветки — экономичность и универсальность.

На фасаде крепят светильники, располагая в местах, предусмотренных проектом. Яркость приборов невелика, эффект достигается за счет правильной компоновки.

Альтернативный вариант — неоновые ленты. Они потребляют меньше энергии, чем устаревшие люминесцентные.

Фоновая заливка

Этот тип подсветки выделяет очертания и элементы (не обязательно по контурам), но оставляет темной основную часть. Заливку проектируют на основе светодиодных трубок. Применяют для подсветки фасадов театров, музеев, дворцов, концертных залов.

Световые фасады

Источники располагают так, что лучи освещают фасад изнутри.

Объекты, для которых подходит такая концепция освещения фасада:

  • офисы;
  • торговые и развлекательные центры;
  • магазины;
  • ночные клубы.

Заливающее

Эта разновидность освещения подходит для оптического выделения строений, скульптур, сооружений, представляющих собой историческую, культурную, художественную или архитектурную ценность.

К ним относятся памятники, скульптуры, монументы, стелы, храмы.

Прожекторы ставят на землю или возвышение и направляют лучи так, что они светят на объект с разных сторон.

Световая композиция получается яркой, но у нее есть ограничение. Заливающие конструкции нельзя устанавливать там, где они будут попадать в окна и создавать дискомфорт для людей, проживающих в близко расположенных зданиях или работающих на территории неподалеку.

Виды используемых светильников

Все виды светильников подходят для организации фасадной подсветки. Однако они должны обладать другими характеристиками, чем у приборов, которые монтируются в помещениях.

Типы ламп, подходящие для таких приборов:

  • металлогалогенные;
  • люминесцентные;
  • светодиодные.

Последняя разновидность считается оптимальной. Светодиодные элементы дают яркое свечение и потребляют мало энергии. Диапазон рабочих температур составляет -40…+40°C, цветовой спектр — от 2700 до 6500 K. приборы выпускаются в виде шнуров и лент прямоугольного и круглого сечения.

Как сэкономить на архитектурной подсветке

За основу концепции берут идею заказчика. Подбирают варианты приборов, способных реализовать задачу, потом вносят корректировки, учитывая бюджет, масштаб проекта и цели.

Так, подсветка включается в темное время или при попадании движущегося объекта в зону действия датчика присутствия.

Умная подсветка зданий — тенденция современного города

Умная подсветка фасадов предполагает использование световых сценариев. Используют программируемые устройства.

Цвет и яркость изменяются в зависимости от уровня естественного освещения. Пример: в пасмурное утро приборы излучают холодное монохромное свечение, а вечером включается теплый свет. Для праздничных дней предусматривают многоцветную динамичную RGB-подсветку.

Для управления освещением используют электронные контролирующие устройства:

Где заказывать проект

Проектирование архитектурного освещения лучше заказывать в компаниях, оказывающих услуги светодизайна.

Важно, чтобы специалисты креативно подходили к решению задач, а заказчику нравилась стилистическая направленность работ.

Освещение фасадов: правила, ошибки и примеры

Освещение фасадов – важная задача. Свет не просто должен стать частью архитектуры здания, но и соответствовать территории вокруг – в случае частного дома подсветка фасадов и участка должны стать продолжением и дополнением друг друга, а если речь идет об общественном здании, идеальная подсветка будет соответствовать нормам и общей концепции освещения города.

С появлением светодиодного освещения работать со светом стало в разы проще, и в случае фасадного освещения это тем более хорошо. Outdoor-светильники, как правило, незаметны: видимым должен остаться только свет, а не его источник. Вместе с тем, такие светильники должны быть устойчивы к разным погодным условиям, быть водонепроницаемыми и прочными – в данном случае технология ставится превыше декора. Специализация Nobile Italia SpA, итальянского производителя предметов освещения с 25-летним опытом работы, – светодиодное освещение не только для дома – офисов, магазинов, ресторанов, баров, жилых помещений, – но и для улицы. Компания создает не просто продукт, а инновацию: все модели придумывают в собственном бюро исследований и разработок в Риме, и продают с гарантией 5 лет.

В ассортименте фабрики – светильники для архитектурной подсветки зданий и сооружений, ландшафтного освещения. Для каждого типа светильников разработан десяток моделей. Такое огромное количество типов светильников, которые используют в архитектурном освещении, объясняется разнообразием способов подсветки. Их, в свою очередь, диктует задача архитектора, а также те условия и нормы, которые сопровождают проект.

Светильники outdoor, Nobile Italia SpA

Прожекторы Nobile Italia SpA устанавливаются в грунт, на стену или потолок. Они дают яркий направленный свет. Луч можно перенаправлять по желанию – плафоны прожекторов подвижные. Такие светильники бывают разных размеров и форм. Они сделаны из нержавеющей стали и не боятся агрессивных погодных условий.

Встроенные светильники тоже можно вмонтировать в грунт, а еще в плитку, в стену, в потолок или бассейн. Обычно их используют для навигации. Подсветить таким образом можно, например, лестницу – «утопив» светильники в сами ступеньки.

Навесные светильники монтируются на стену или потолок. Для потолка используют круглые и квадратные светильники, которые дают мягкий рассеянный свет. Для стены – светодиодные светильники с моно-лучом или двунаправленным лучом, который светит одновременно вверх и вниз (например, модель Brick).

Кроме того, в ассортименте марки есть светильники-столбики, которыми можно, например, подсветить дорожку к дому. Это светильники с двунаправленным излучением. Благодаря лаконичному дизайну они не бросаются в глаза, но дают достаточно света.

Фасад частной резиденции. Для освещения используются встроенные и настенные Nobile Italia SpA.

Фасад частной резиденции. Окна и двери подсвечены по вертикали настенными светильниками Nobile Italia SpA.

Юлия Жаркова директор бюро светодизайна «Культура Света»

С чего начать работу над освещением фасада

Чтобы освещение получилось хорошо, свет должен стать частью архитектуры здания. Если это уже построенное здание, мы изучаем историю его создания: кто был архитектором, в чем особенности архитектуры и изначальное предназначение постройки. Если это новое строительство, обсуждаем с архитектором архитектурную идею здания: какие у него есть особенности, в чем его функциональное назначение (бизнес-центр, жилой дом или спортивный комплекс). Важно изучить объект проектирования на месте: где расположено здание, что его окружает, является оно архитектурной доминантой или вписано в окружающую застройку, какая среда вокруг, как решено уличное и архитектурное освещение рядом с объектом – освещенное здание станет частью городской среды.

Фасад частной резиденции, освещение – Nobile Italia SpA. Архитекторы использовали настенные светильники Brick с двунаправленным излучением. Для подсветки лестницы – встроенные светодиодные лампы.

Как меняется подход к проектированию фасада в зависимости от особенности здания: частный дом или общественное пространство

Для общественных зданий предусмотрены нормы освещения, которых нужно придерживаться. Нельзя превышать или занижать определенные значения яркости на фасадах здания. Проект архитектурного освещения здания должен быть согласован с городскими структурами (для Москвы это Москомархитектура для всех объектов, и Москомнаследие для исторических зданий) на предмет художественной выразительности, соответствия нормам и общей концепции освещения города.

Освещенное здание должно быть вписано в окружающее городское пространство, и подсветка не должна вызывать дискомфорт у водителей и прохожих.

С частным домом одновременно и проще, и сложнее. Проще, потому что нет строгих норм и правил, сложнее – потому что нормы заменяют вкус и предпочтения заказчика. В городе человек проходит мимо освещенного здания и обращает внимание на освещение, только если оно его раздражает. В доме и на участке человек проводит часть своей жизни, отдыхает, общается с семьей, и свет становится ответственным за атмосферу и настроение в доме. Освещение дома, как часть архитектуры, выражает индивидуальность его хозяина.

Светильники-стойки для наземного монтажа с двунаправленным излучением, Nobile Italia SpA.

Какие моменты нужно учитывать и на что стоит обратить особенное внимание

При проектировании архитектурного освещения нужно учитывать освещение застройки рядом и уличное освещение вокруг – чтобы наше решение не выбивалось из общего контекста. При выборе приемов освещения и приборов, особенно декоративных светильников на фасаде, необходимо учитывать архитектурный стиль здания. При выборе цветовой температуры источников света нужно учитывать материалы фасадной отделки, чтобы свет не искажал цвет фасада. Характер отражения материала отделки фасада – матовый, зеркальный, глянцевый – будут сильно влиять на итоговое впечатление от освещенного здания. А еще нужно иметь в виду, что определенные приемы освещения очень хорошо демонстрируют качество отделки фасада, особенно штукатурки.

Нужно изучить конструкторскую документацию фасада и проект электричества здания, чтобы придуманные приемы освещения можно было реализовать: как будет проложен кабель к светильникам, как сделать закладные для кронштейнов, где установить щит управления освещением, какая мощность выделена на архитектурное освещение.

А самое важно в проектировании освещения – это найти идею, которую несет проект и благодаря которой свет станет неотъемлемой частью архитектуры.

Фасад отеля W les Trois Rocs (Вербье, Швейцария), подсвеченный разноцветными лампами. Прожекторы и встроенные светильники Nobile Italia SpA бывают и с цветными светодиодами (RGB LED).

Какие ошибки чаще всего совершают дизайнеры, проектируя освещение фасада

Самая частая ошибка – проектирование без учета факторов, которые мы разобрали в предыдущем пункте. Например, разработка освещения фасада на узкой улице без учета уличного освещения может привести к тому, что на уровне первого-второго этажей реальная картина не будет соответствовать картинке в концепции вообще. И вместо мягких холодных световых акцентов на простенках мы увидим на фасаде яркие пятна теплого спектра от уличных фонарей, совершенно не привязанных к архитектурному ритму фасада.

Еще одна ошибка – слишком доверять расчетным программам и не проверять свои решения «в полях», не экспериментировать с реальными приборами разных производителей на реальных фасадах. Чем раньше в проект придет светодизайнер, тем лучше и красивее получится проект архитектурного освещения в реализации, а не останется красивой картинкой.

По моему опыту, самые удачные проекты архитектурного освещения получаются в плотной работе с архитектором проекта.

Слева – лестница, подсвеченная встроенными светильниками Nobile Italia SpA, справа – дорожки и бассейн, тоже с подсветкой Nobile Italia SpA.

В России компанию Nobile Italia SpA представляет Archistudio.

Уличные встраиваемые светильники для подсветки фасадов

Страницы:

  • 5 В т
  • Лампа: LED GU10 51mm
  • Диаметр: 100 мм
  • Цвет: черный, черный / белый

  • 2 В т , 220В
  • Лампа: LED
  • Цвет: антрацит, белый, серебристо-серый

  • 1 В т , 220В
  • Лампа: LED, LED SMD
  • Диаметр: 75 мм
  • Цвет: белый, серый, серый камень, шлифованный алюминий

  • 1 В т , 220В
  • Лампа: LED SMD
  • Цвет: серебристо-серый

  • 3 В т , 220В
  • Лампа: LED
  • Цвет: антрацит, белый, серебристо-серый

  • 3 В т , 220В
  • Лампа: LED
  • Цвет: антрацит, белый, серебристо-серый

  • 2 В т , 220В
  • Лампа: LED SMD
  • Цвет: белый, серый камень

  • 2 В т , 12-24В
  • Лампа: POWER LED 1.6W
  • Диаметр: 49 мм

  • 2 В т , 12-24В
  • Лампа: POWER LED 1.6W
  • Диаметр: 49 мм

  • 50 В т , 12В/220В
  • Лампа: QPAR CBC 51, QR CBC 51
  • Диаметр: 120 мм, 130 мм
  • Цвет: INOX, антрацит, белый, коричневый, серый, черный

  • 220В
  • Диаметр: 80 мм
  • Цвет: матовый белый, черный, шлифованный алюминий

  • 220В
  • Цвет: матовый белый, черный, шлифованный алюминий

  • 1 В т , 12В
  • Лампа: LED

  • 2 В т , 12-24В
  • Лампа: POWER LED 1.6W
  • Диаметр: 49 мм
  • Цвет: INOX

  • 50 В т , 12В/220В
  • Лампа: QPAR CBC 51, QR CBC 51
  • Цвет: INOX, антрацит, белый, коричневый, серый, черный

  • 1 В т
  • Лампа: LED
  • Цвет: стальной

  • 1 — 16 В т
  • Лампа: LED
  • Диаметр: 55 — 220 мм

  • 1 — 16 В т
  • Лампа: LED
  • Диаметр: 220 мм

  • 1 В т
  • Лампа: LED
  • Диаметр: 55 мм
  • Цвет: белый, бронзовый, латунь, медь, палладий

  • 2 В т , 12-24В
  • Лампа: POWER LED 1.6W
  • Диаметр: 49 мм
  • Цвет: INOX

Для упрощения работы с нашим каталогом светотехники мы предлагаем Вам воспользоваться формой предварительного заказа. Добавьте все понравившиеся модели в заказ и отправьте его нам — мы незамедлительно приступим к его обработке.

При необходимости, наш менеджер ответит на все вопросы о возможном применении, модификациях светильников, заказе необходимых комплектующих, а также рассчитает возможную скидку и отправит Вам коммерческое предложение с указанием окончательной стоимости и сроков поставки выбранного оборудования.

Освещение фасадов зданий

Архитектурная фасадная подсветка – один из самых действенных методов создания яркого, запоминающегося образа любого объекта, широко применяемый в маркетинге имиджа коммерческих и общественных площадок.

Приемы и методы подсветки, ее интенсивность и выбор оборудования определяются в соответствии с назначением объекта, его расположением, архитектурными особенностями. Современные уличные фасадные светильники удовлетворяют любым задачам освещения, важно лишь правильно эти задачи определить. К факторам, определяющим выбор осветительного решения относят:

  • Тип объекта;
  • Габариты объекта;
  • Окружение объекта;
  • Стилистическое архитектурное решение;
  • Нормы и требования к освещению.

Освещение фасадов — один из самых действенных методов создания яркого, запоминающегося образа любого объекта. На изображении проект освещения ТРЦ ХОРОШО. Смотреть в портфолио

  • Локальная, зональная подсветка;
  • Заливающее освещение;
  • Скрытая архитектурная подсветка зданий.
  • Однообразная, монотонная заливка фасада ярким светом делает здание безликим;
  • При неправильном использовании локальной подсветки на объекте появляются световые пятна, искажающие его эстетическое восприятие;
  • Подсветка без учета места расположения объекта и его окружения создает диссонанс и нарушает единую концепцию архитектурного освещения города.

Проектирование архитектурного освещения – это глубокое понимание формы, пространства и материалов, благодаря чему получаются самые креативные и энергосберегающие световые решения для любых типов объектов. Хорошо спроектированная система архитектурного освещения – это стопроцентная интеграция с архитектурой, визуальный комфорт и адаптация к потребностям конечного потребителя. Вне зависимости от назначения системы освещения, будь то подсветка фасадов, ландшафтное освещение, архитектурное освещение, — при работе, мы придерживаемся нашего главного принципа: стопроцентная реализация задуманного.

Проектирование любой системы освещения базируется на анализе исходных данных об объекте: назначения, окружения, технических ограничений и пожеланий заказчика. На основании этих данных создается концепция освещения. Концепция – отображает основные принципы системы освещения и носит рекомендательный характер. Имея в распоряжении концепцию, мы проектируем один или несколько вариантов системы освещения и производим необходимые тесты и расчеты. При необходимости проводится натурное моделирование проекта или его частей.

Мы визуализируем будущий проект с применением программного обеспечения на всем этапе архитектурного проектирования, для того, чтобы представление заказчика о проекте было максимально полным.

Для освещения значительных культурно-исторических памятников, архитектурных ансамблей, отдельно стоящих общественных зданий и сооружений, рекомендуется общее заливающее освещение — оно подчеркнет величественность объекта и целостность композиции. Этот прием позволяет выделить здания и комплексы на общем фоне благодаря яркости и контрастности фасадной подсветки.

Как правило, для этого на некотором расстоянии от объекта устанавливаются светильники фасадные настенные прожекторного типа, свет которых равномерно распределяется по всему зданию. Использование светодиодных RGB прожекторов позволяет сделать этот прием еще более действенным за счет применения цветной подсветки или эффекта перетекания одного цвета в другой.

Скользящая подсветка — еще один способ, используемый для фасадного архитектурного освещения больших поверхностей. Он позволяет подчеркнуть фактуру шероховатых поверхностей — кирпичной или каменной кладки, бетонных стен, лепнины. Для этого светодиодные ленты или модули устанавливаются непосредственно на фасаде, вплотную к нему, а свет направляется по касательной к стене, вниз или вверх.

На фото проект освещения фасада ДИЗАЙН-ЗАВОДА FLACON. Больше фото в нашем портфолио.

Для выделения отдельных деталей фасада, например, фризов, оконных проемов, карнизов, балконов, арок и сводов, применяется зональное освещение с помощью линейных светодиодных светильников средней и малой мощности с более узким лучом. Для подсветки отдельных элементов здания также часто применяют скрытую подсветку светильниками с рассеянным световым потоком.

Для создания светового фасада светодиодное осветительное оборудование устанавливается внутри помещения, и свет направляется на стекла. В результате весь фасад воспринимается как один светящийся экран, на котором, зависимости от выбора программы, можно выстраивать различные световые эффекты.

Использование специальных программ и систем управления светодиодным освещением делает его возможности практически безграничными. Например, системы освещения, управляемые по широко распространенному протоколу DMX 512, принятому ведущими мировыми производителями светотехники, дают возможность создавать многослойную структуру освещения фасадов, задавая для каждого отдельного устройства всевозможные сценарии освещения и регулировать продолжительность эффектов, их чередование или наложение.

Правильный подбор компонентов дает возможность полностью автоматизировать систему освещения. Временные реле, датчики освещенности, таймеры и другие электронные устройства позволяют программировать включение-отключение всей осветительной системы или ее отдельных элементов в соответствии с суточными, сезонными или погодными изменениями. С помощью компьютерного управления можно задавать сценарии различных световых эффектов, создавать разные профили освещения, например, подсветку для праздничных и будних дней в соответствии с календарным планом.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector