3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется плоский византийский кирпич

Самые древние святыни Крыма: действующие православные храмы

Тайное святилище

Храм иконы Божией Матери «Знамение» считается одним из древнейших в Крыму. Он построен в селе Грушевка в первых веках нашей эры. Подтверждением тому служит сохранившийся до наших дней «алтарь в алтаре», который располагался в часовнях во имя Равноапостольной Марии Магдалины. По преданию, эти места посещал апостол Андрей Первозванный.

Сейчас церковь представляет собой прямоугольное здание из бутового камня. В ней хранятся частицы мощей равноапостольной Марии Магдалины, святого Агапита – врача Киево-Печерского, та самая икона Знамения Божией Матери, икона святителя и чудотворца Николая и архиепископа Мирликийского. На территории храма есть источник, действует Дом милосердия для одиноких, пожилых, бездомных людей.

Адрес храма: г. Судак, с. Грушевка, ул. Садовая, 103а.
Как добраться: следуйте в сторону Судака, по указателю сворачиваете на село Грушевка, двигайтесь по улице Шоссейной, затем по Советской и далее сворачивайте на Садовую.
Расписание служб: богослужения в храме накануне воскресных и праздничных дней проводятся с 17:00, в воскресные и праздничные дни — с 8:00.

Память из «Тмутараканского камня»

Древнейшая из православных святынь Крыма расположена в Керчи. Это храм Святого Иоанна Предтечи. Здание является памятником византийского зодчества. Древняя часть храма сложена из рядов белого камня и плоского красного кирпича — плинфы. Такое оформление не только красиво, но и сейсмоустойчиво.

Сейчас это действующих храм, в котором проходят богослужения. Также на его территории размещён лапидарий, который является частью экспозиции Керченского историко-археологического музея.

Адрес храма: г. Керчь, пер. Дмитрова, 3.
Как добраться: следуйте в центр города Керчь, ориентир — площадь им. Ленина, церковь находится рядом.
Расписание служб: вторник-суббота — с 8:00, воскресенье — с 7:00.

Православный мужской монастырь в Балаклавском районе Севастополя, расположен у мыса Фиолент. Существует легенда, что он был основан греками-мореплавателями в 891 году, которые едва не разбились о прибрежную скалу во время бури. Мужчины взмолились о помощи к святому Георгию Победоносцу и шторм стих. В благодарность моряки основали на берегу обитель с церковью.

Сегодня монахи следят за Яшмовым пляжем, к которому прямо из монастыря ведёт 640-метровая лестница. В обители ежедневно проходят богослужения, воскресные и праздничные службы.

Адрес монастыря: г. Севастополь, мыс Фиолент.
Как добраться: монастырь находится на мысе Фиолент, между Севастополем и Балаклавой. Следуйте до Фиолентовского шоссе, поворачиваете по указателю на монастырь и двигайтесь до места.

Затерянный в горах

Пещерный монастырь Челтер-Коба был основан предположительно в XIII—XIV веках на краю обрыва мыса Ай-Тодор возле Сюйреньской крепости. Комплекс монастыря состоит из главного храма, келий и трапезной, соединённых между собой прорубленными в скальном монолите тропами. Всего в монастыре более 50 пещер, расположенных в четыре яруса. На территории комплекса находится источник.

С начала 2000-х годов ведутся восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.

Адрес монастыря: Бахчисарайский район, территория вблизи села Большое Садовое.
Как добраться: следуйте в Бахчисарайский район, ориентир — сёла Куйбышево и Танковое. Доезжайте до села Малое Садовое, пересекаете его по грунтовой дороге, ориентируясь на метки-указатели на деревьях и навигатор.
Расписание служб: воскресенье — 7:30. Уточнить расписание и другие вопросы можно по телефону: +7 (978) 721-10-80.

В ущелье Марии в Бахчисарае расположился Свято-Успенский пещерный мужской монастырь. Учёные полагают, что он был основан не позднее VIII века, однако точной даты не установлено. Одна из легенд гласит, что в этих скалах в праздник Успения Богородицы пастух обнаружил икону Богородицы. Её неоднократно вывозили, но святыня чудесным образом возвращалась на место. Другое поверье связывает основание монастыря с мистическим змием, который держал в страхе жителей близлежащих сёл. Люди взмолились к Богородице и однажды обнаружили на одной из скал горящую свечу. Прорубив к ней ступени, селяне нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия. Есть также версия, что икона была перенесена туда из византийского монастыря.

Сегодня продолжается работа по восстановлению обители. Отреставрировано несколько храмов, расписаны стены, оборудованы келии и прилегающая территория. Перед входом в храм есть святой источник.

Адрес монастыря: г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1.
Как добраться: следуйте в Бахчисарай, сворачивайте в Старый город и двигайтесь по главной дороге мимо Ханского дворца до её окончания, она выведет прямо к территории монастыря.
Расписание служб: ежедневно с 7:30 до 19:00.

Обитель мраморной купели

Церковь Ильи в поселке Солнечная Долина была построена в X-XII веках. Главная реликвия святыни — мраморная купель IV–V века, которая была доставлена в Крым из Константинополя. Во время раскопок возле храма были обнаружены фрагменты кладки на глине, что может свидетельствовать о том, что на месте храма была более древняя церковь.

Старожилы говорят, что храм ежегодно приносит в село чудо. В день памяти святого пророка Илии, который отмечается 2 августа, там идёт дождь.

Адрес храма: г. Судак, с. Солнечная Долина, ул. Черноморская, 14а.
Как добраться: следуйте мимо Судака в село Солнечная Долина, в самом населенном пункте двигайтесь по улице Черноморская до храма.

Историки полагают, что Свято-Климентовский пещерный монастырь был основан от VIII—IX до XIV—XV веков в окрестностях Инкермана. Его возникновение предание связывает с римским епископом Климентом, который был сослан в каменоломни около Херсонеса за проповедь христианства, а позже убит по тайному приказу императора Траяна.

Храмы и келейные корпуса восстановили только в 90-х годах прошлого века. Из Киева была передана частица мощей святого священномученика Климента, рака со святыми мощами установлена в боковом нефе храма. С 2019 года возобновились и ежеседмичные богослужения.

Адрес монастыря: г. Севастополь, Инкерман, Симферопольское шоссе, 17.
Как добраться: следуйте в Инкерман, двигайтесь до остановки «Втормет» и далее пешком. Ориентируйтесь на руины Каламиты и купола храмов.
Расписание служб: ежедневно с 7:30.

Мозаики Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.

Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.

Византийские черты:
— (византийская живопись была преемницей традиций античности)
— Каноны построения человеческой фигуры,
— Ясность композиции.
— Торжественные фигуры византийских святых с аскетическими лицами противоречили народным жизнерадостным представлениям славян об окружающем мире.

В древнерусской живописи рано появляются собственные черты:
— Приземистые фигуры.
— Крупные лики.
— Тяжелые линии.
— Контрастная светотеневая лепка форм.

Расположение мозаик и фресок Софийского собора в Киеве полностью соответствует византийским канонам.


Христос Вседержитель (Пантократор). Мозаика Софийского собора в Киеве.
Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.
Расположена в центральном куполе.
Христос Вседержитель с книгой в руках сурово смотрит вниз на род людской, собравшийся в церкви.
Самый монументальный образ в искусстве Руси 11 века.
Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.


Богоматерь Оранта. Мозаика алтарной апсиды Софийского собора в Киеве.


Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. — молящаяся).
Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря — в конхе.
По своей стилистике и исполнительской манере киевская «Оранта» близка к аналогичным византийским мозаикам начала 11века.


Ниже «Богоматери» в апсиде помещена «Евхаристия» — сцена совершаемого Христом причащения апостолов вином и хлебом.
Евхаристия. Мозаика Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.
В композиции часто Христос пишется дважды. Возглавляют процессию апостолов Петр и Павел.

Евхаристия, причастие или хлебопреломление — одно из главных церковных таинств. «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».


Благовещение.
Мозаика на предалтарных столбах.
Эта мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся «Благовещением» в древнерусском изобразительном творчестве.

После Киева Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке. Во многом они подобны киевскому.


Софийский собор в Новгороде. 1045—1050 . Южный фасад.

Уже во второй половине 11 века значительная роль в возведении храмов принадлежит русским мастерам.
В памятниках зодчества второй половины 11 – начала 12 вв. появляется стремление к большей строгости, простоте, исчезает многоглавие, хотя они по-прежнему относятся к киево-византийской архитектурной традиции.


Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде. 1113.

Архитектура. Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X в.,- «но двадцатииятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От )ioro сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм и под его развалинами были погребены последние защитники города.

В середине XI в., при Ярослайс Мудром, был сооружен Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этими постройками город как бы подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI — начала XII в., близких по стилю.

Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31×31 см и толщиной 2,5-4 см, который назывался плицфой. Тин храма, пришедший из Византии, называют крестово-куиольным. Четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения.

Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас с 5-7 рядами икон. В западной части располагался балкон — хоры, где во время богослужения находился князь с семьей и его приближенные. Хоры соединялись, как правило, переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, нс выходя на улицу. Подняться на хоры можно было также по винтовой лестнице, находившейся в башне, специально для этого предназначенной.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII — начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. Различия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани ио-прежнему строили из илинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Он слоился, легко затирался раствором. Большинство новгородских и псковских памятников сооружены

Схема четырехстолпного крестово-купольного храма

как бы из отдельных монументальных 1лыб, слепленных рукой человека. Наиболее извссшыс памятники Новгорода — соборы Юрьева и Антоньсва монастырей, церковь Спаса на Нсредицс.

В отличие от Новюрода и Киева во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси основным строительным материалом был камень. Он вырубался блоком размером 50x50x50 см. Из камня возводилась стена из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполнялся щебнем и заливался связующим раствором. Белый камень очень податлив в работе, сооружения из него обычно имели большое количество декоративных деталей и украшений. Характерные черты белокаменной архитектуры — изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен. Отличительной чертой этих сооружений является аркатурно-колончатый пояс, проходящий посередине здания.

Последние публикации:

Советы по продаже дома

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

Хочешь оставить за собой последнее слово — напиши завещание.

Практика писать завещания широко развита среди населения Европы и Америки, а в нашей стране – как-то не особо. На самом деле завещание – это забота о своих близких.

После Орды

Суздаль был взят монголо-татарами с ходу. Всадники Батыя, совершив стремительный бросок от стен осажденного Владимира, перебили немногочисленную стражу, разграбили и сожгли город. Языки пламени лизали белоснежные стены храма, оставляя на нем полосы черной копоти, подобные ударам плетей, которыми подгоняли победители угоняемых в Орду зодчих, резчиков по камню, златокузнецов. В своем культурном развитии Русь была отброшена назад на столетия. Когда много лет спустя в новой столице государства, Москве, задумали строить каменный Успенский собор, пришлось призвать из фряжских земель Аристотеля Фиораванти. Монументальные соборы в стране давно уже строить было некому и не на что.

В 1445 г. в Суздале рухнул верхний ярус собора. Потом были разорительные набеги Казани — и восстановление началось только в 1528 г. Строили из кирпича, предварительно разобрав порушенные стены до аркатурно-колончатого пояса. В 1530 г. храм был заново освящен и переименован из Успенского в Богородице-Рождественский собор.

Прошло еще несколько десятилетий — и собор вновь разграбили захватчики из воинства пана Лисовского, антигероя Смутного времени. Интересно, что в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля на противоположном конце города находится усыпальница Дмитрия Пожарского. Но даже легендарный князь не всегда мог справиться с быстрыми, неуловимыми «лисовчиками», уже в 1617 году совершившими практически безнаказанный грабительский рейд по всем окружающим Москву городам. Новая роспись покрыла стены собора в только 30-х годах XVII века.

Итак, в XVI веке Богородице-Рождественский собор принял современный вид. Его строение включает в себя элементы эпохи Владимира Мономаха (фундамент XI века), Юрия Всеволодовича (нижняя часть стен, XIII век) и Василия III, отца Ивана Грозного (верхний ярус, XVI век). Последнее строительство велось уже из кирпича. На этот раз над позакомарной кровлей поднялись пять глав на высоких барабанах; в основании центрального выложен декоративный ряд кокошников. Барабаны прорезаны щелевидными окнами.

Крытые оловом купола сильно пострадали в очередном пожаре, и в 1750 году над храмом поднялись большие луковичные главы. Центральная, наиболее крупная глава собора, подобно пылающей восковой свече, словно сплывает вниз. По этой характерной особенности суздальский собор уверенно отличается от всех известных допетровских храмов. Каменные гробницы собора хранят останки представителей княжеских и боярских родов — сыновей Юрия Долгорукого, Шуйских, Нагих, Бельских… У стен собора собирался народ — здесь зачитывались царские указы и обсуждались внутригородские дела.

Напротив собора высится шатровая колокольня, построенная в 1635 г. и входящая в состав ансамбля архиерейских палат, где разместились коллекции Владимиро-Суздальского историко-художественного музея-заповедника, в том числе экспозиция уникальных икон, церковных книг, утвари и других произведений замечательных русских мастеров. Три основных колокола отбивали каждый час, а маленький колокол — каждую минуту. Циферблат часов на колокольне размечен не римскими, и не арабскими, а славянскими цифрами, о существовании которых мало кто знает. А применялись они вплоть до конца XVII века. Со всех сторон город окружали монастыри — сторОжи, некогда их было десять, осталось пять.

Когда-то главный город туристического маршрута «Золотое кольцо» считался одним из духовных центров страны. Сегодня Суздаль ассоциируется исключительно с «Женитьбой Бальзаминова», медовухой и ресторанами-трапезными.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector