0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич для строительства церквей

Краткий гид по кирпичным архитектурным стилям

Горожане часто произносят фразу «кирпичная архитектура», невольно объединяя в одну категорию здания самых разных эпох и стилей. Однако в истории искусства действительно встречаются направления, где кирпич как строительный материал играет ведущую роль. Strelka Mag и BRAER подготовили краткий гид по «кирпичным» стилям Европы — с примерами и характерными чертами, которые помогут вам лучше ориентироваться в этой теме.

Храмы Владивостока

Национальный состав жителей Владивостока и Приморья на заре его истории был чрезвычайно разнообразен. Переселение в край шло из различных уголков Российской Империи: Украины, Молдавии, Прибалтики, Польши, Финляндии. В освоении новых земель активно принимали участие и граждане многих иностранных государств, в связи с чем и конфессиональный состав жителей города был достаточно пёстрым.

Однако строительство храмов требовало значительных финансовых средств, поэтому капитальные религиозные сооружения могли себе позволить только христианские общины: православные, католики и протестанты. Единичные храмы, построенные ещё в дореволюционную пору и избежавшие разрушения, пережив эпоху социализма в качестве помещений различного назначения, сохранились до сегодняшнего дня. Другие, более многочисленные, были возведены за последние 25 лет.

Православные храмы

Во Владивостоке около 40 православных церквей и часовен. Самый большой и величественный из них —

Первый Храм в честь Покрова Божьей Матери был построен в 1902 году на территории городского кладбища, которое было местом упокоения нескольких поколений владивостокцев и приморцев. Пятиглавый Покровский храм был рассчитан на семьсот человек. После установления советской власти в 1923 году кладбище было закрыто. В 1934 году здесь началось строительство городского парка культуры и отдыха. Еще через год храм Покрова был взорван.

Кирпич взорванного храма использовали при строительстве Педагогического института (будущего ДВГУ), витая лестница, которая вела на колокольню церкви, была перенесена на ТЭЦ и использовалась в котельном цехе. На фундаменте снесённой Покровской церкви был установлен памятник Ленину.

В 1991 году был объявлен сбор пожертвований на возрождение Покровского храма. Однако его строительство в силу разных причин откладывалось. Наконец, в сентябре 2004 года оно началось. В марте были освящены 10 колоколов, а 3 апреля они были установлены на колокольне. Вес самого большого из них — 1 300 кг.

Новый храм вмещает до 1 000 человек, а его внешний вид максимально приближен к пятиглавому первообразу. Площадь храма — 600 квадратных метров, а его высота вместе с крестом — 40 метров.

Католическая церковь Пресвятой Богородицы

Во Владивостоке в конце XIX — начале ХХ века жило много поляков. В 1890 году на юге Приморской области 2 610 человек назвали польский язык родным, из них 954 человек находились во Владивостоке. Начиная с 1885 года в нашем городе строились небольшие деревянные костелы, пока в 1909 году не началось возведение большой католической церкви. Здание в неоготическом стиле было построено по проекту Андрея Гвоздиевского лишь в 1921 году и до сих пор является настоящим украшением Владивостока, придавая ему уникальный вид поликультурного города.

Костёл служил приходом для владивостокских католиков до 1935 года, а потом был закрыт. В дальнейшем в его помещении разместили Государственный Архив Приморского края. Внутреннее пространство храма было перестроено, элементы внутреннего декора, уникальные витражи уничтожены.

Только в 1993 году здание бывшего католического храма было передано католической парафии Владивостока. на торжество Пресвятой Богородицы католическому приходу вручили долгожданные ключи от дверей храма. Восстановление и реконструкция храма продолжалась до 2010 года.

Изюминкой костёла является духовой орган, звучание которого придает пространству храма непередаваемую атмосферу.

Лютеранская церковь Святого Павла

Прекрасный образец готической архитектуры. Построен в период с 1907 по 1909 год по проекту немецкого архитектора Георга Юнгхенделя. Лютеранская община Владивостока была многочисленна и очень влиятельна. В нее входили высшие чины офицерского корпуса, крупные предприниматели, чиновники.

Лютеранами были многие люди, чье имя неразрывно связано с историей города.

Архитектор Георг Юнгхендель воплотил в этой церкви классический облик храма в стиле позднеготической архитектуры севера Европы. Кирха была возведена на возвышенности, почему и стала своеобразным архитектурным венцом улицы Пушкинской. Основную сумму на строительство церкви из кирпича, который был доставлен из Германии, внесла торговая фирма «Кунст и Альберс».

В 1935 году церковь закрыли. В разное время здесь находился клуб старшин Тихоокеанского флота, кинотеатр имени Горького, музей Тихоокеанского Флота. Перед входом в церковь стояли орудия и военная техника в качестве экспонатов, и дети часто приходили к кирхе «полазить на пушках».

16 сентября 1997 года историческое здание церкви на ул. Пушкинской, 14 было передано общине в безвозмездное и бессрочное пользование. В том же году Германия присвоила ей статус «Памятник немецкой культуры за рубежом».

В настоящее время церковь Святого Павла является одним из культурных центров во Владивостоке. Помимо церковных служб здесь проходят органные концерты и благотворительные мероприятия.

Коложская церковь

Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь – архитектурная жемчужина старинного Гродно , уникальный памятник древнего православного зодчества XII века в Беларуси и всей Восточной Европе.

Построенная на северо-западе Древней Руси, Коложская церковь не похожа ни на один храм в мире. Православная святыня, история которой насчитывает уже девять столетий, включена в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .

История Коложской церкви

Точная дата начала строительства неизвестна, но предполагают, что каменная церковь на крутом берегу реки Неман в Гродно была возведена в 1140-1170 годы . Сыновья Гродненского князя Всеволода основали храм в честь первых древнерусских святых – князей Бориса и Глеба .

Еще одно название церкви , ставшее гораздо более знаменитым – Коложская – связывают с урочищем Коложань в Гродно, на котором и был построен храм. Слово «коложань» в древнерусском языке обозначало место, где бьют родники.

Вторая версия появления этого названия связана с переселением в 1409 году после победного похода князя Витовта на Псков жителей пограничной крепости Коложа .

Большой пожар 1184 года в Гродно уничтожил Нижнюю замковую церковь , и вскоре именно Борисо-Глебская стала главным храмом города .

В течение XIV века в результате многочисленных нападений крестоносцев церковь пришла в упадок, а во время войн с Московским княжеством была значительно повреждена войсками Ивана III.

И все же главной опасностью для отреставрированного в XVI веке храма оказалась природная стихия . Не однажды церковь на высоком берегу Немана страдала от размывов и оползней.

В ночь на 2 апреля 1853 года южная и часть западной стены вместе с потолочным перекрытием обрушились в реку: 40 лет церковь оставалась заброшенной. Новые повреждения принесли оползни 1864 и 1889 годов.

Однако несмотря ни на что уникальный храм в Гродно не исчез. В 1894-1906 годах был укреплен берег, вместо рухнувших каменных стен построили более легкие деревянные , а на новой крыше устроили главку с ажурным позолоченным крестом. В таком виде храм сохранился до наших дней .

К началу ХХ века был разработан и проект восстановления, но его воплощению помешала Первая мировая война .

В советское время Коложская церковь была закрыта для богослужений: в 1948 году передана историко-археологическому музею, а в 1967-м вместе с Замковой горой вошла в состав Гродненского историко-археологического заповедника.

Только в начале 1990-х Коложу вернули Белорусской православной церкви: знаменитая святыня вновь стала действующим храмом.

Архитектура Коложской церкви

Борисо-Глебская церковь – уникальный образец древнего каменного зодчества , возведенный мастерами гродненской архитектурной школы .

Проект церкви принадлежит к традициям византийской храмовой архитектуры , но при этом не имеет прямых аналогов ни в древнерусском, ни в балканском зодчестве.

По плану Коложа – это шестистолпный, трехапсидный храм с дополнительным пространством в предалтарной части.

Его уникальная особенность – множество керамических сосудов- голосников , встроенных в своды стен и выходящих наружу горлышками, благодаря чему многие века здесь сохраняется замечательная акустика и так прекрасно звучат церковные песнопения .

Кроме того, опорные столбы имеют редкое для православных храмов круглое сечение, и при небольших размерах здания (длина – 21, 5 м, ширина – 13, 5 м) внутри церковь кажется просторной. Это достигается и за счет стен (толщина – около 1,2 м), в кладке которых использовался очень тонкий и плоский кирпич- плинфа .

Еще одна знаменитая особенность Коложи – украшение фасадов и стен вставками из больших полированных камней и многоцветных майоликовых плиток в форме крестов .

Внутреннее убранство Коложской церкви украшали уникальные фрески , фрагменты которых были обнаружены в 1970-х на алтарном своде и в нишах.

Коложская церковь сегодня

Сегодня Коложская церковь – один из самых древних действующих храмов в Беларуси , где проводятся богослужения и таинства. Также при Свято-Борисо-Глебской церкви действуют воскресная школа и домовой храм в честь иконы Божией Матери Коложской .

В 1990-е годы из-за угрозы новых оползней при участии зарубежных специалистов были проведены работы по укреплению берега реки. В то же время ученые предложили проекты реконструкции Коложской церкви – по образу XII века и до катастрофы 1853 года.

Однако сложные геологические условия местности и недостаток достоверных сведений о первоначальном облике храма замедляли ход работ. Позже в архивах были найдены чертежи западной и южной стен Коложи, сделанные за год до большого обрушения.

Архитекторами был обоснован проект реконструкции Коложской церкви в облике до 1853 года. Документов о храме ХII века, который на протяжении столетий менялся, мало, однако новые сведения могут быть учтены в проекте.

В 2010 году в Беларуси началась общественная акция «Восстановим Коложу вместе!» , с помощью которой собираются средства на реставрацию древнейшей святыни.

Кроме того, есть идея построить рядом с храмом уменьшенную копию-муляж Коложи XII века . Воссозданная с помощью новейших технологий и материалов, она могла бы стать интересным объектом для туристов.

Чудотворная икона Божией Матери Коложской

С древних времен в Борисоглебском храме находилась православная святыня – чудотворная икона Божией матери , которая была копией Виленской иконы Одигитрии .

Согласно легенде, образ Пресвятой Богородицы церкви завещал нищий, который по обету носил чудотворную святыню на груди. Рассказывают, что на протяжении столетий, начиная с XVII века, благодаря иконе много раз происходили исцеления людей от недугов.

В 1915 году икона при эвакуации была вывезена в Россию и утеряна. Сегодня в церкви сохраняется список, а поиски истинного образа продолжаются.

Днем почитания иконы и престольным праздником храма в честь иконы Божией Матери Коложской считается 25 мая . В этот день проводится литургия, совершается крестный ход и торжественный молебен.

Где находится Коложская церковь

Коложская церковь расположена недалеко от Старого замка Гродно , который много веков назад был резиденцией великого князя Витовта .

Адрес храма: улица Коложа, 8.

Интересные факты

В честь Коложской церкви назван один из крупнейших международных фестивалей православных песнопений в Беларуси – «Коложский благовест» , который ежегодно (в феврале) собирает в Гродно лучшие церковные и светские коллективы.

В мае 2014 года в минском парке Челюскинцев открылась художественная выставка под открытым небом «Спадчына Беларусі» , где среди снимков архитектурных памятников Беларуси можно увидеть увеличенное изображение Коложской церкви .

Во время Х Республиканского фестиваля национальных культур возле храма в Коложском парке появилась необычная Аллея Дружбы народов , где высадили 35 редких деревьев по числу национальных диаспор-участников форума.

Достопримечательности вблизи Коложской церкви

Гродно – один из немногих городов Беларуси , где сохранилась большая часть старинной застройки, а благодаря смешению разных культур и конфессий он выделяется особым очарованием.

Центр Гродно является архитектурным заповедником: на площади свыше 300 гектар расположено более 400 зданий, имеющих историческую ценность.

Кроме уникальной Коложской церкви , здесь можно увидеть королевские Старый и Новый замки XVI и XVIII веков, дворцы магнатов, великолепные церкви, костелы и монастыри, городские кварталы конца XIX – начала XX веков.

Среди знаменитых достопримечательностей Гродно :

Фундамент и склеп церкви Николая Чудотворца «Большой Крест» конца XVII века

Еще один объект, обнаружение которого внесло коррективы в проектные решения благоустройства, — церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» в районе дома 21 на Ильинке.

«Археологические исследования в 2019 году позволили определить точное расположение и габариты фундаментов объекта, а также степень сохранности верхней части кладок. При прокладке коммуникаций на данном участке в рамках программы благоустройства удалось изучить закругление апсиды северного придела и северную стену придела», — рассказала Мария Молошникова, исполнительный директор столичного археологического бюро, которое было ответственно за исследования.

В ходе раскопок остатков церкви в фундаменте придела была также обнаружена могильная плита XVII века вторичного использования. А к востоку от центральной апсиды храма найден кирпичный склеп. По мнению ученых, он может датироваться XIX веком, о чем свидетельствуют параметры кирпича. Склеп был расчищен, однако его вскрытие не делалось.

Чтобы сохранить объект, запланированную на этом месте трассу проектируемых коммуникаций было решено перенести. В ходе археологических исследований на данном участке были также обнаружены фрагмент медного оклада иконы и элемент кровли купола храма. В итоге найденные сооружения и артефакты побудили проектировщиков поменять свои планы по комплексному благоустройству Ильинки.

«Таким образом, было принято решение законсервировать фундамент церкви и обозначить сигнациями ее местоположение. Здесь данный вид музеефикации самый оптимальный и безопасный: он не меняет ландшафт и не требует дополнительного разрытия, что могло бы нанести ущерб ближайшим зданиям. Сигнация кладок на поверхности гранитными блоками и благоустройство территории были произведены в августе 2019 года», — заключила Мария Молошникова.

Согласно историческим источникам, впервые церковь (вероятно, деревянная) упоминается в первой четверти XVI века. Новое здание воздвигли в 1680–1688 годах, и оно сразу стало одним из лучших образцов московского зодчества конца XVII века. Церковь была построена из кирпича на белокаменном основании на средства архангельских купцов Филатьевых. Главный престол храма был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Николая Чудотворца. В народе храм прозвали «Никола Большой Крест» из-за названия придела и из-за двухметрового деревянного креста, воздвигнутого в храме по обету купцами Филатьевыми. Но в 1933 году церковь была снесена из-за того, что часть храма выходила далеко на тротуар и мешала движению.

Московский Кремль: Патриарший Успенский собор

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-79) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви св. Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом: из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-43 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора.

В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский Собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками.

Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г.

В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для посетителей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам.

Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Престолы

Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, первоверховных апп. Петра и Павла.

Святыни

Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др. Мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, посох святителя Петра.

В основе проекта — минимализм и доступность

Что касается дизайна, то «Ак каен» будет отличаться от других мечетей не только города и района, но и в целом Татарстана. Его разработкой занималась нижнекамская проектная организация «Форум». По словам ее директора Разифа Латыпова, «в основу проекта заложили современные принципы простоты, доступности и отсутствия всех преград». Поэтому у входа в помещение не будет лестниц, что должно обеспечить удобство и комфорт для прихожан с ограниченными возможностями здоровья и пожилых.

Отличительной особенностью в новой мечети станет монолитная крыша, которую изнутри украсит потолок с кессонами — многоугольными углублениями, которые позволяют визуально увеличить площадь помещения. Потолок мечети как раз и будет состоять из 162 таких ячеек, часть которых оснастят электрическим освещением, а часть, как подчеркнул имам-мухтасиб Нижнекамского района Салих Ибрагимов, — «это окна в небо». Создание такой проектной изюминки обойдется почти в 6 млн рублей, поскольку является сложным по технологии выполнения архитектурным решением.

Закончить строительно-монтажные работы по сооружению головного покрытия мечети генподрядчик планирует в течение месяца. Затем настанет очередь герметизации здания и подключения системы отопления. Одна из задач, стоящая перед специалистами строительной организации на 2021 год — полностью завершить внутреннюю отделку помещений.

Кстати дизайн помещений, как сообщил «Реальному времени» имам мечети «Ак каен» Райхан-хазрат, также будет выполнен с акцентом на простоту, «чтобы никакие лишние детали и украшательства не отвлекали прихожан от молитв и общения, даже окна будут расположены выше, а не перед глазами читающих намаз».

История и действующие лица

69-летний Нарендра Моди возглавляет правительство Индии с 2014 года. Вел кампанию под лозунгом: «Национализм — наше вдохновение. Развитие и хорошее управление — наша цель». По числу подписчиков в «Твиттере» (45 миллионов) уступает среди мировых политиков только Бараку Обаме и Дональду Трампу. Следующие всеобщие выборы пройдут в 2024 году.

Захир-ад-Дин по прозвищу Бабур (от персидского слова «Тигр») жил в 1487-1530 годах. Сын султана Ферганы, праправнук Тамерлана по отцу и чингизид по матери. Завоевал Афганистан и Индию, основал династию Великих Моголов, царствовавшую до 1876 года, построил мечеть в Айодхье, неофициально носившую его имя.

Мечеть не использовалась по назначению с декабря 1949 года. Вслед за провозглашением независимости от Британии индуисты заняли здание и разместили внутри изображение Рамы.

О том, действительно ли мусульмане ради строительства мечети уничтожили старинный храм Рамы, идет давняя дискуссия.

Управление археологических исследований Индии после раскопок вынесло заключение, что под разрушенной в 1992 году мечетью находятся руины здания «не исламской природы».

На этом основании Верховный суд Индии единогласно постановил передать спорную территорию индуистам, указав при этом, что разрушение мечети в 1992 году было незаконным.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector