Штукатурка под мазанку казачьей хаты - Ремонт и стройка от Stroi-Sia.ru
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штукатурка под мазанку казачьей хаты

Павловская усадьба

Экскурсии в музеи

1.Музейный комплекс Атамань

Этнографический музейный комплекс Атамань — казачья станица на берегу Азовского моря

Туристический этно-комплекс «Атамань», расположенный на окраине станицы Тамань в Темрюкском районе Краснодарского края, представляет собой музей под открытым небом. По сути это типичная кубанская станица в натуральную величину образца конца XVIII века.

В «Атамани» перед вами раскроются двери многих хат и подворий казацкой станицы, экскурсовод проведёт Вас по самым интересным местам и расскажет много историй и фактов из жизни первых поселенцев Кубанской земли. Для тех, кто не любит ходить пешком, на входе в «Атамань» располагается подворье извозчика, откуда Вас прокатят в кибитке по территории комплекса.

Вас ждёт удивительная прогулка по старинным улочкам типичной кубанской станицы конца XVIII — начала XIX веков. Часть уникальных подворий открыта для свободного просмотра и фотосъёмки. Каждое подворье индивидуальное и тематическое, например, в хате кузнеца на Ваших глазах мастер сделает для Вас заветную монетку. В другом подворье Вас научат печь блинчики и пирожки на настоящей русской печи, и тут же можно попробовать кубанскую кухню.

Над комплексом возвышается часовня. Детям особенно правиться сказочное место, где расположен домик Бабы Яги на курьих ножках. Организованная экскурсия по «Атамани» длится около полутора часов, но чтобы всё внимательно осмотреть, нужно не менее двух.

2.Таманский археологический музей

Этот музей был открыт в 1998 году, когда прославленный мир отмечал 1000-летие крещения Руси. В русских летописях под тем же годом впервые упоминается и Тмутараканское княжество, местонахождение которого долгое время было исторической загадкой. В 1792 году в Тамани был найден знаменитый тмутараканский камень, позволивший локализовать загадочный город на месте многослойного Таманского городища. Находка камня и его изучение положили начало отечественной палеографии и эпиграфики, а также вызвали большой интерес учёных к древностям Таманского полуострова, в целом, неослабевающий по сей день.

В XIX веке здесь были открыты подкурганные склепы, содержащие в себе шедевры мирового искусства: ювелирные изделия, мелкая пластика, расписные сосуды, оружие и др. предметы, ставшие хрестоматийными и составляющие ныне гордость столичных музеев.

Одним из достоинств этого музея является его архитектурное решение. В соответствии с античными традициями, внутри музее устроен атриум, соединяющий два экспозиционных зала, дополнительно освещая их и создавая впечатление единого пространства. В имплювии (бассейне), в зависимости от времени суток, отражаются то беломраморные колонны, то фрагменты древней расписной штукатурки. Ощущение особой свежести и поэтичности придают музею растущие во дворике под открытым небом виноград и розы. Завершает экспозицию музея галерея портретов выдающихся отечественных археологов. Благодаря им, Таманский полуостров стал своеобразной научной лабораторией, через которую прошло несколько поколений исследователей — антиковедов и медиевистов. Материалы таманских раскопок опубликованы в десятках классических монографий, в сотнях научных статей и послужили темой многочисленных диссертаций.

3.Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тамани

В самом центре поселка Тамань находится дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова, который пробыл здесь всего три дня, но этого времени хватило ему, чтобы написать знаменитую повесть «Тамань». Расположен музей прямо на обрыве с чудесным видом на море и обновленный центральный пляж. Многие писатели России побывали на Тамани, но не многие оставили такой заметный след в ее истории. Михаил Юрьевич Лермонтов останавливался здесь проездом в 1837 году, он описал эти места в повести «Тамань», названной В. Г. Белинским «Жемчужиной русской прозы». Дом-музей М. Ю. Лермонтова воссоздан как подворье черноморского казака Фёдора Мысника. С максимальной достоверностью восстановлен облик прошлого. По крупицам собраны экспонаты литературной экспозиции, иллюстрирующие дни, проведенные Лермонтовым на Тамани.

Дом-музей представляет собой две небольшие казачьи мазанки, покрытые камышовой крышей. Это копии прежних строений, восстановленные в 1976 году на месте утраченных. Хаты снаружи и внутри побелены, имеют нехитрые предметы быта: стол, сундук, кровать, посередине — печь, на стене висят кожаные «туфли». Комнаты небольшие, в четыре шага, с маленькими окошками. Во дворе дома-музея находится простая рыбацкая лодка, тачка с деревянными колесами и колодец. Во второй хате музейного комплекса развернута экспозиция, которая состоит из рисунков поэта, черновиков сочинений, документов, старинных книг и картин.

Зимой 1837 года Михаил Юрьевич Лермонтов написал свое знаменитое стихотворение «На смерть поэта», посвященное гибели Пушкина. В этом произведении он раскритиковал самодержавие, за что был арестован и осужден. Однако благодаря заступничеству бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой Лермонтов отделался легким наказанием: был переведен в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе. Направляясь к новому месту службы, поэт остановился проездом в Тамани. Три года спустя в журнале «Отечественные записки» вышла повесть, в которой Лермонтов от имени Печорина описал свои впечатления от пребывания в этом месте.

«Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России… Я приехал на перекладной тележке поздно ночью… после долгого странствия по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря.»

Пусть ваша хата будет радостью богата!

Знаете ли вы Кубань? О, вы не знаете Кубани! Добро пожаловать в солнечный край безбрежных золотых полей, кудрявых лесов и серебристых рек! Великие, полноводные реки Дон и Кубань словно обнимают житницу России благодатными, тёплыми волнами. А на их берегах до сих пор можно найти деревеньки, в которых стоят необыкновенно уютные, почти сказочные хатки — традиционные дома кубанских казаков, карачаевцев, черкесов и адыгов.

Всего двести лет назад такие домики повсеместно встречались на территории современного Краснодарского и Ставропольского края, Ростовской области, Карачаево-Черкесии и Адыгеи. Сегодня аутентичные хаты сохранились только в глубинке и этнографических музеях — таких, как ЭТНОМИР.

Кубанская мазанка — удивительная постройка: она без слов повествует о своих хозяевах, их обычаях и укладе. Как известно, простой люд на Руси строил жилища из подручных, доступных материалов. Средняя полоса и Север знамениты лесными угодьями, здесь легко найти всё, что нужно для возведения традиционного сруба. Ещё богаче леса Сибири и Дальнего Востока, но суровый климат вынуждает утеплять жилища: и в ход идут кора, мох, еловые лапы… А в степях тепла достаточно, но деревьев почти нет. Поэтому на юге и юго-западе России дома строили из так называемого самана — смеси глины, соломы, камыша и других материалов. «Тесто» для дома замешивали женщины и дети, мужчины из него делали кирпичи, которые никогда не обжигали: сами высохнут на солнышке! Удивительно, но у такого кирпича высокая прочность и низкая теплопроводность, так что летом в хатках всегда прохладно, а зимой они прекрасно удерживают животворное тепло.

Опорами хате служили деревянные колья, под которые клали монетки, чтобы хозяева были богаты, а над порогом прибивали подковы — на счастье. Когда дом был почти готов, его стены обмазывали глиной. Оттого и прозвали кубанскую хату мазанкой. Чтобы защитить дом от воздействия влаги, хозяйки белили стены известью, которая и превращает хату в нарядную красавицу. Делалось это впоследствии каждую весну, как говорили в старину — «наново».

В отличие от среднерусской избы, хата – дом, который начинается «от земли»: полом служит земля, обмазанная глиной. Крыли хату соломой или камышом, и называлась такая крыша «стрехой». Так как климат Кубани значительно суше, стрехи служили хате довольно долго. Но в ЭТНОМИРе хату венчает дощатая кровля, ведь в Калужской области даже летом нередки проливные дожди, а зимой выпадает много снега.

Часто кубанскую хату украшали оконные наличники и ставни, а прилегающую территорию огораживал плетень. Сердцем хаты, как и любого славянского дома, была, конечно же, печь. В мазанке печь обычно небольшая, традиционно стоит в южном, дальнем от входа углу, устьем к окнам.

О некоторых «профессиях» печи современные россияне (особенно горожане) даже не догадываются. Например, в печках раньше мылись. Казалось бы, почему в печи, если есть баня? Всё просто: зимой пока дойдёшь распаренный из баньки до хаты, можешь простудиться, а печка — внутри. Тепло, удобно и никакой простуды! И дров экономия.

С печью связано много традиций: в печи «допекали» недоношенных малышей, чтобы прибавить им здоровья и сил, из печной золы делали зольных куколок, с печью прощалась в отчем доме невеста… Хотите узнать ещё больше о роли печи в жизни славян, об особенностях внутреннего устройства кубанской хаты и других традиционных жилищ разных регионов самой большой страны на свете? Приезжайте в ЭТНОМИР, заказывайте экскурсию «Печка кормит, греет, лечит» в одной из изб этнодвора «Музей русской печи». Прикоснитесь к мудрости предков!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector